На последнем совещании Лукашенко заявил об амнистии к 80-летию со дня освобождения Беларуси. Но глава МВД Иван Кубраков сказал, что она не коснется «террористов» и «экстремистов». Несмотря на все прогнозы о лучшем отношении к политзаключенным, режим продолжает держать их в заложниках.
По словам Кубракова, он не видит «раскаяния» у политзаключенных, так как они «массово» не обратились к Лукашенко за помилованием. Поэтому глава МВД предложил не применять амнистию к ним.
Так как МВД находится в прямой зависимости от Лукашенко, скорее всего, оно транслирует именно его мнение. Само министерство не отходило бы от курса, который задал правитель. Поэтому главный прогноз 2024 года — Лукашенко не планирует послаблений для тех, кто сидит по политическим статьям.
Такая же амнистия, как два года назад
МВД предложило сделать практически такой же закон об амнистии, как два года назад. Тогда она была приурочена к дню «народного единства», и беларусы ожидали компромисса с властью (например, освобождения хотя бы части политзеков), но этого не произошло. Тогда «террористы» и «экстремисты» под амнистию не попали. Список амнистированных выглядел так:
- несовершеннолетние;
- беременные женщины;
- женщины и одинокие мужчины, имеющие несовершеннолетних детей;
- пенсионеры;
- инвалиды I и II групп;
- больные туберкулезом в активной форме;
- онкобольные;
- ВИЧ-инфицированные;
- ветераны боевых действий на территории других государств;
- пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС;
- лица льготной категории граждан.
То же самое повторяется в 2024 году. Разница только в том, что закон об амнистии будет принимать новый состав парламента. Однако он придерживается той же точки зрения, что и силовики. Инакомыслия среди депутатов на официальном уровне не будет.
Режим не хочет прекращать репрессии
С 2020 года у режима появились очевидные и острые проблемы, самые главные среди которых — эмиграция и нехватка кадров. Их, в том числе, можно решить с помощью освобождения политзаключенных. Но пока режим не видит в этом никаких плюсов.
При этом власти рассматривают поправки о том, что занятие проституцией не будет наказуемо. Об этом рассказал председатель Верховного суда Валентин Сукало. При этом же за лайк, репост и подписку на «неправильные медиа» в соцсетях можно получить срок на пару лет.
Выходит, что ко всем остальным преступникам режим относится мягче и ближе, чем к политическим оппонентам. Об этом говорит то, что под амнистию второй раз попадут мошенники и коррупционеры.
О мотивации выпустить политзаключенных
Редактор издания «Беларусский ежегодник» Вадим Можейко в комментарии «Белсату» сказал, что он не видит поводов для режима освобождать политзаключенных.
«Для Лукашенко освобождение политзаключенных ни к чему особо не приведет. Это не сделает его легитимным президентом, не отменит санкции. Это будет не тем сигналом, который он хотел бы послать обществу перед выборами, так как такой сигнал значил бы какие-то послабления, потенциальную активизацию людей, а это как раз то, чего Лукашенко бы сейчас не хотел».
По его словам, амнистию можно ожидать только после того, как прекратятся репрессии, а в последнее время они только усиливаются.
«Надеяться, что он выпустит людей просто потому, что их жалко, не приходится. Если он рассматривает политзаключенных как товар, нужно понимать, что он может для себя за это получить. Надо смотреть на ситуацию в Беларуси, насколько лукашенковцы вообще чувствуют себя в безопасности. В 2012–2014 годах Лукашенко чувствовал себя в безопасности, не видел угроз существования режима, поэтому ему было безопасно выпускать политзаключенных, и тогда не продолжались репрессии», – сказал аналитик.