Верховный суд Беларуси скоро начнет рассматривать уголовное дело против мужчины, которого подозревают в военных преступлениях в Хатыни. Правда, он умер в прошлом десятилетии. «Наша Нiва» рассказала его историю.
Мужчину, которого обвиняют в сжигании деревни Хатынь, зовут Владимир Катрюк. Тогда уничтожать поселения таким образом было традицией нацистов. Жителей расстреливали, сжигали заживо или отвозили на принудительные работы в Германию.
В 1942 году такая тактика называлась политикой «мертвых зон» — уничтожали все, кроме людей. А всех, кого встречали в партизанских деревнях, расстреливали.
История 118-го батальона
Владимир Катрюк был там командиром отделения первого взвода первой роты.
На территории Беларуси 118-й батальон участвовал в наиболее жестких операциях по «успокоению» населения и подпольного движения. Они убивали тысячи человек, а сотни брали в плен.
В итоге многие бывшие полицаи избежали суда. После войны и во время хаоса они скрыли ужасные факты своей биографии от властей. Те, у кого не получилось это сделать, попали в лагеря. Там они просидели до амнистии 1955 года, после чего вернулись к обычной жизни.
Начало расследования
В начале 1971 года КГБ в Гродно получил письмо из Москвы с запросом о 118-м батальоне. Они начали поднимать архивы, после чего несколько членов батальона 118-го и 115-го получили приговоры. В начале 1970-х арестовали бывших полицаев Кнапа и Лозинского. Обоих приговорили к смертной казни, но позже изменили приговор на 15 лет заключения. Чуть позже задержали командира первой роты 118-го батальона Василия Мелешко, который участвовал в операциях в Хатыне, Селище и Заречье. Его посадили в тюрьму, но потом освободили по амнистии.
Главный виновник трагедии в Хатыни
Дело Мелешко привело к Григорию Васюре. Раньше он выдавал себя за жертву нацистов, но его раскусили и приговорили к 10 годам тюрьмы. Мелешко доказал, что лишь выполнял приказы Васюры по уничтожению мирного населения. В 1955 году Васюру тоже освободили по амнистии, но в 1986 году снова судили за массовые убийства, среди которых были убийства в Хатыни. Тогда карательный батальон уничтожил деревню и 186 ее мирных жителей.
Дело Васюры состояло из 14 томов, в которых подробно описывалось происходящее в деревне. В итоге Васюру приговорили к смертной казни, а приговор привели в исполнение в 1987 году.
Дело привело к Катрюку
Расследования дел Мелешко и Васюры привели к Владимиру Катрюку. Он был сержантом 118-го батальона охранной полиции.
На допросе Мелешко рассказал, что видел, как Катрюк стрелял по людям, которые пытались выбежать из загоревшегося сарая.
«Вскоре деревянный сарай с людьми загорелся. … Люди сломали дверь и пытались бежать. По ним был открыт огонь из пулеметов, выставленных в местах, о которых я сказал выше. Стреляли также и автоматчики по бежавшим мирным жителям. Стрелял Катрюк, я видел это сам, а также расстреливали их из автомата те каратели, которые находились на другом фланге… Одновременно с тем, как огонь был открыт по людям, которые пытались выскочить из сарая, те же каратели стреляли по людям, которые находились в нем. Те, кто пытался спастись, тут же падали, подкошенные пулями. Таких, кто хотел выскочить из сарая, было несколько человек. Все же остальные люди находились в нем. Огонь по сараю вели из пулеметов, автоматов, винтовок».
После войны Катрюк спасался от СССР и пошел служить во Французский иностранный легион. После у него получилось иммигрировать в Канаду — он сделал фейковые документы о своей деятельности во время войны и получил вид на жительство.
Когда советские власти узнали об этом, они просили Канаду выдать Катрюка для суда в Беларуси, но Канада отказывалась. Отношения между странами были напряженными, и СССР обвиняло Канаду в том, что она стала пристанищем для нацистских преступников. В 1985 году канадские власти создали комиссию для расследований подобных дел, и вскоре Катрюка лишили гражданства за сотрудничество с нацистами. В суде он отрицал свою вину, а свое задание он описал как «защиту сельчан, их припасов, снаряжения от партизанских сил». По его словам, партизаны совершали набеги на деревни, чтобы выживать. Также Катрюк говорил, что не стрелял по людям. В этом его показания с другими карателями расходились.
В итоге суд решил, что Катрюк обманул государство мошенническим путем и сокрытием важных обстоятельств. Но в 2007 году (дело тянулось долго) власти Канады заявили, что не будут лишать его гражданства. Так Катрюк избежал депортации и продолжил работать пчеловодом в Армтауне недалеко от Монреаля.
После того, как Россия оккупировала Крым в 2014 году, ее отношения с Западом ухудшились. В тот период Следственный комитет России требовал от Канады вернуть Катрюка для суда, но их проигнорировали. А в конце мая 2015 года Катрюк умер от инсульта. Ему было 94 года. В России закрыли уголовное дело в его отношении.