В Беларуси государство забирает рестораны Mak.by, ссылаясь на тайно принятый закон об изъятии имущества. Этот закон касается бизнеса из «недружественных» стран и позволяет национализировать бизнес-активы. Что происходит с одной из главных фастфуд-сетей Беларуси? И кто может стать новым владельцем? Объясняет бизнесмен и экономический обозреватель Александр Кнырович.
Нелегитимные власти решили национализировать бывший McDonald’s. Оказалось, что еще 10 ноября Экономический «суд» постановил «безвозмездно изъять» торгово-производственное унитарное предприятие «КСБ Виктори Рестораны» у компании KSB VICTORY RESTAURANTS PTE. LTD (Сингапур) и передать его в собственность государства. Апелляция в городском «суде» была оставлена без удовлетворения.
Почему-то октябрьское решение Минского суда убрано из банка данных судебных постановлений. Однако соответствующий документ опубликовал «Менскі капучынатар».
Вероятно, «КСБ Виктори Рестораны» пыталась оспорить решение — 10 января уже в Верховном «суде» рассматривали дело с участием владельцев ресторанов Mak.by. Но вердикт до сих пор не опубликован.
Вероятно, в скором времени официально произойдет смена владельца, и в базе юридических лиц мы увидим, что владельцем стал Госкомимущество.
По информации «Еврорадио», общая стоимость сети оценивается в 3,75 млн долларов. В 2022 году чистая прибыль управляющей компании составила 4,1 млн рублей.
Кому достанется одна из главных фастфуд-сетей Беларуси?
Пока неизвестно, кому достанется сеть, поясняет бизнесмен и экономический обозреватель Александр Кнырович. На данный момент это все выглядит как «отжим собственности у нынешнего владельца», и если верить тому, что просочилось в СМИ — пока дальнейшим собственником станет государство. Однако, чтобы судить о чем-то более или менее обоснованно, необходимо видеть само судебное решение, которого пока нет в открытом доступе.
«Я могу фантазировать в данном случае, что сеть изначально будет передана государственному комитету по имуществу, например, либо местному исполкому. Но дело в том, что сеть ресторанов разбросана по стране и может быть передана какой-нибудь республиканской структуре, либо, например, управлению делами Лукашенко, а они уже будут дальше принимать решение, кому передать сеть в управление. Вариантов есть масса», — объясняет эксперт.
Почему сеть Mak.by решили национализировать?
Государство и раньше «отжимало» собственность у бизнесменов, можно вспомнить «Мотовело», который принадлежал Александру Муравьеву: в 2017-м его осудили на 11 лет колонии усиленного режима, а имущество, включая акции «Мотовело», конфисковали в пользу государства. Можно вспомнить и футбольный клуб «Динамо», который забрали у бизнесмена Юрия Чижа и передали в собственность государства.
«Данная практика давно существует в Беларуси и дело не в показателях работы компании, не в количестве рабочих мест, не в уровне обслуживания, не выплачиваемых налогах, а дело в самом собственнике компании», — поясняет Кнырович.
Напомним, основным бенефициаром фастфуд-сети Mak.by в Беларуси был казахстанский бизнесмен Кайрат Баранбаев. После протестов в Казахстане он, как и многие родственники Нурсултана Назарбаева, попал под суд. Недавно он вышел из СИЗО, заплатив государству своими активами.
«Я уверен, что если мы обратимся вглубь, то мы увидим взаимосвязи между нашими прорежимными ребятами и казахскими. Потому что этот предприниматель был близок к экс-президенту Нурсултану Назарбаеву, а с сегодняшним президентом и кланами он находится в конфликте. И я думаю, что и это какие-то отголоски экспроприации собственности у него в Казахстане, и в том числе здесь, в Беларуси. Поэтому этот клубок нужно распутывать более аккуратно и смотреть на взаимосвязи не только внутри Беларуси, а и на такие внешние, скажем так, дружественные взаимосвязи. Поэтому я бы не стал апеллировать к показателям работы компании, к качеству либо каким-то налоговым пригрешениям. Я уверен, что всего этого нет, потому что компания 30 лет работала на рынке, она знает, как работать в беларусских условиях. Поэтому я уверен, что это наезд на конкретную личность», — заключает эксперт.