С полок беларусских магазинов исчезают импортные продовольственные товары, а ассортимент лекарств в аптеках становится все более скудным. Беларусы останутся без импортных товаров и лекарств? Отвечает экономист Алиса Рыжиченко.
В начале 2023 года чиновники ввели эмбарго на продовольственные группы товаров, включая мясную и молочную продукцию, а также различные фрукты и овощи, отмечает экономист Алиса Рыжиченко. В течение года в перечень товаров вносились изменения, что-то разрешалось поставлять, а на что-то вводился запрет. На сегодня действует запрет на ввоз: картофеля, перца, различных других фруктов и овощей, исключая яблоки и груши.
Недавно Лукашенко подписал новый указ № 16 «О временном установлении ставок ввозных таможенных пошлин», сообщает его пресс-служба. Документом предусмотрено повышение ставок ввозных таможенных пошлин на шампуни, средства для волос и средства для чистки зубов, происходящие из «стран англосаксонской группы» (США, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия). Ставки пошлины повышены примерно в 5 раз.
«Конечно, это будет осложнять ситуацию, но повышенные пошлины — это все-таки не полное эмбарго и не запрет, поэтому товары будут ввозиться. Однако мы увидим рост цен на эти товары, так как, конечно же, пошлина в 35% — это существенное изменение себестоимости товара. И естественно это ляжет на плечи покупателей. Возможно весной будут какие-то послабления по эмбарго на продовольственные товары, потому что наши складские запасы по фруктам и овощам будут заканчиваться. И в эмбарго будут вноситься изменения, чтобы не возникал дефицит продуктов питания на беларусских прилавках. И, соответственно, это все будет приводить просто к повышению цен на продукты питания либо на продовольственные товары, в отношении которых введены изменения», – поясняет экономист.
Насколько подорожают импортные товары и ждать ли дефицит?
Когда повышаются таможенные пошлины, они включаются в себестоимость товара, и эта себестоимость согласовывается с чиновниками, говорит Рыжиченко. То есть регулирование цен не спасет от подорожания, ведь если себестоимость товара увеличивается, то предприниматели либо продавцы имеют полное право повысить цену этого товара в соответствии с ростом его себестоимости. Эти 35% пошлины прирастут к себестоимости.
«Правительство будет максимально стремиться создавать видимость, что дефицита товаров нет. А если хотите покупать импортное, то покупайте за очень высокую стоимость. Но при этом будут предлагаться, скажем так, местные аналоги — это сделано в том числе для того, чтобы стимулировать покупку внутренних товаров, которые сейчас не очень хорошо покупаются», – поясняет эксперт.
На лекарственные препараты все еще существуют предельные надбавки, которые регулируются исполкомом. Из последнего указа о таможенных пошлинах исключены все медицинские препараты, в их отношении не установлены пошлины в 35%. Это, скорее всего, можно расценивать как решение во избежание дефицита лекарств.
«Однако можно будет ввозить очень ограниченный вид группы товаров и медицинских препаратов. На некоторые необходимые медицинские препараты у нас все равно возникает дефицит внутри страны — люди продолжают жаловаться. И, к сожалению, с момента регулирования цен искусственным образом в нашей стране ситуация с медицинскими препаратами ухудшается и пока что со стороны правительства никаких мер для улучшения ситуации не предпринималось», – добавляет Рыжиченко.