Физическое насилие, бесчеловечные условия задержания и психологическое давление — со всем этим столкнулись пострадавшие от пыток задержанные в период с 9 по 13 августа 2020 года в Центральном РУВД Минска. Расследователи Международного комитета против пыток тщательно проанализировали 54 интервью с потерпевшими и составили хронологию событий. Правозащитники смогли установить имена 33 силовиков, причастных к пыткам.

В период с 9 по 13 августа 2020 года Центральное РУВД Минска стало ареной для безжалостных пыток и издевательств над задержанными мирными протестующими. По данным Международного комитета по расследованию пыток в Беларуси, в эти дни через стены учреждения прошло от 400 до 600 человек, среди которых были даже несовершеннолетние и иностранные граждане.

9 августа 2020 года

«Кто-то дал команду остановить автобус, открыть дверь. Дверь открылась, и один из милиционеров ударил этой женщине ногой в живот. Прямо с автобуса ногой в живот — эта женщина упала, и люди потом начали ее там оттягивать», – из показаний потерпевшего.

Днем в РУВД доставляли не много людей, в основном это были наблюдатели с избирательных участков Центрального района столицы. При этом пыток и избиений к задержанным не применяли. Массовые пытки начались после 21 часа, когда люди начали повсеместно выходить на улицы в знак протеста против фальсификации выборов президента. 9 августа, доставляя задержанных в РУВД, силовики избивали всех без разбору: доставалось и женщинам, и несовершеннолетним, и пожилым людям.

20:00-24:00

К вечеру силовики стали относиться к прибывающим гражданам более агрессивно и несдержанно. Всех задержанных ставили к стене или к забору во внутреннем дворике РУВД руками вверх, ноги шире плеч. Им не разрешали двигаться и менять позу, иначе начинали жестоко избивать. Многие приезжали с переломанными конечностями и сильными побоями, однако медицинская помощь задержанным не оказывалась.

«Даже с переломанной ногой был парень, и был парень, у которого шла кровь. Я его не видел так близко, но я слышал, что он говорил: “Вот у меня идет кровь”. И они говорили, что, типа, “не сдохнете, а если сдохнете, то ничего страшного”», – из показаний потрепевшего.

10 августа 2020 года

Из показаний потерпевших:

«Как я понял, вся эта система раскочегарилась ближе к ночи, а я в семь часов был уже в камере. Потом там уже творились всякие страшные дела в этом РУВД во дворе, а я к этому времени уже был оформлен и просто сидел. Можно сказать, в этом смысле мне повезло».

«Потом силовики сказали, что здесь еще спокойно, а вот в РУВД меня могут и бутылкой от шампанского изнасиловать, и я во всем признаюсь».

После полуночи количество задержанных, которых привозили на территорию РУВД, начало значительно увеличиваться. Силовики заставляли прибывших стоять у стены во внутреннем дворике в условиях ночного холода в неестественных позах на протяжении нескольких часов, при этом очень туго завязывали руки пластиковыми строительными стяжками и сжимая наручниками. За каждую просьбу к силовикам и несогласие с их действиями людей сильно избивали, при этом любые просьбы о медицинской помощи, в которой возникала необходимость после пыток, игнорировались или жестоко пресекались. Часть задержанных заставляли лежать на мокром асфальте на улице либо помещали в переполненные камеры, где люди содержались в условиях крайней тесноты и нехватки кислорода.

«Один задержанный начал пререкаться с одним из сотрудников. Его вообще положили на пол. Надели ему железные наручники, и человек пять омоновцев просто прыгали на эти наручники — прямо на запястья. Я ни разу не слышал, чтобы человека так мучили, чтобы так кричал. Было жутко. У меня просто леденела кровь от этих событий».

Несмотря на присутствие на территории РУВД медицинских работников, медицинская помощь задержанным не оказывалась даже при тяжелых травмах. Силовики отказывали в просьбах вызвать скорую помощь.

Из показаний потерпевших:

«Она [медработница] говорит: “Трещина в лучевидной кости”. Я такой: “Что мне делать?” Она: “Ничего”. Меня достаточно грубо за шиворот подняли, поставили к стенке».

«Говорю: “Посмотрите, у меня разбита голова, кровь на лице. Помогите мне!” …Она [медработница] подошла ко мне, вытерла кровь с головы. Я ей говорю: “У меня кружится голова, я плохо себя чувствую”. А она мне говорит: “Не умрешь!” … Развернули меня к стене омоновцы, и все. И ушли».

«Скорая нужна была точно кому-то, но все боялись. Люди были напуганы либо понимали, что смысла нет, за дополнительные вопросы просто получал кто-то».

Расследователи Международного комитета против пыток тщательно проанализировали 54 интервью с потерпевшими (это 772 страницы текста), а также 137 страниц фотографий травм и медицинских документов, на основе чего была составлена хронология событий.

На основании открытых источников, а также благодаря информации, предоставленной ПЦ «Вясна» и «КиберПартизанами», мы составили список сотрудников Центрального РУВД, которые с наибольшей вероятностью участвовали в пытках задержанных. Всего в списке 88 сотрудников РУВД. В полной версии отчета правозащитники приводят список из 33 силовиков, которых удалось опознать пострадавшим.

Полную версию расследования читайте по ссылке или смотрите видеоверсию.

Ранее

Новости регионов: психоделика в Гродно и жестокое убийство ребенка в Ивье

Далее

Затопления районов и гололедица: прогноз погоды

Читайте далее