Что сейчас происходит на Донбассе? Хотят ли жители оккупированной территории уезжать в Россию? Есть ли угроза нападения на Украину с территории Беларуси? Об этом рассказала Мария Золкина, политический аналитик фонда «Демократические инициативы им. Илька Кучеривы».

Мария Золкина

В Украине раньше были и более жестокие бои, чем те обстрелы, что происходили сейчас. Военных расстреливали, когда они шли по так называемому обещанному зеленому коридору, пытаясь им воспользоваться. Важно понимать, что ключевые битвы происходили на фронте в 2014-2016 годы.

После 2016 года только в отдельных зонах на линии разграничения бои не прекращались не только по военным позициям, но, в том числе и по гражданским. По большинству участков по линии разграничения бои велись между позициями военных украинской армии и российскими войсками с той стороны. Например, в станице Луганской гражданские объекты и жилые улицы последний раз поддавались обстрелам в 2016 году. После этого возле станицы либо в самом поселке бои велись прицельно по военным, жилые кварталы старались не обстреливать. 

То, что произошло два дня назад, когда происходили обстрелы гражданских и социальных объектов, это была ситуация из ряда вон. Но при этом важно понимать, что это не было случайным. Мы живем в мире точных военных технологий, попадание снарядов в детский сад и школу, это очевидно выходит за рамки позиционной войны. 

Как настроены жители ЛНР и ДНР

У нас нет репрезентативных исследований, но когда речь идет об оккупированных территориях, стараемся проводить интервью, не приравнивая их к опросам. Люди боятся отвечать откровенно. Последний опрос был среди ста человек на территории так называемых ЛНР и ДНР (это было год назад), мы увидели, что нет всеобъемлющей ненависти к Украине, как это пытается представить российская пропаганда. Старшее поколение склонно оправдывать политику России и выступает за интеграцию с Россией. 

Кто-то из людей пытается абстрагироваться и выживать. Важный момент, которые мы видим, что проекты ЛНР и ДНР в умах этих людей провалились и не нашли своих сторонников. Был четкий запрос на государство, люди выбирали либо Россию, либо Украину, а не серую зону в виде квазиобразований.

По общению с отдельными источниками, часть населения никуда не собирается бежать, потому что нет ни к кому доверия. 

Как работает российская пропаганда на оккупированной территории

Когда люди пребывают в определенном информационном окружении и они склонны отстаивать определенную точку зрения, глаз замыливается и человек не желает соглашаться с тем, что не укладывается их картину мира. Когда появилась информация об обстреле детского сада, в телеграм пабликах ЛНР и на их информационных ресурсах, опубликовали  информацию о том, что это украинская армия обстреляла детский садик на территории ЛНР. Это все последствия российской пропаганды. Для тех, кто не включен в контекст, не является экспертом и плюс испытывает лояльность к определённой точке зрения, ему бывает неудобно соглашаться с очевидными вещами.

Есть ли угроза нападения на Украину с территории Беларуси

Есть угроза нападения России с территории Беларуси. Все, что происходит в Беларуси, считается полностью подконтрольным Кремлю, поэтому Украина расценивает возможность диверсий и провокаций с территории Беларуси с помощью российских войск.

Ранее

Садись, два: о Беларуси на Олимпийских играх

Далее

“Третья волна военной эпопеи”: как всё это может закончиться для Беларуси?

Читайте далее