Первый заместитель председателя Брестского облисполкома, вероятно, задержан за взятки. Это не первое громкое задержание за коррупцию — количество зарегистрированных коррупционных преступлений в Беларуси возросло с 1076 до 1253. Среди задержанных чиновники и руководство крупных предприятий.
Количество учтенных коррупционных преступлений в 2023 году в Беларуси возросло с 1076 до 1253, сообщили в Генпрокуратуре. За последние годы количество громких дел растет, а ущерб из-за коррупции достиг рекордной суммы — 50 млн рублей, приводит данные «Экономическая газета».
К ответственности за коррупционные преступления в 2023 году привлечены 924 лица, из которых 17 являлись топ-менеджерами госпредприятий и высокопоставленными работниками госорганов.
Наибольшее количество коррупционных преступлений совершено в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговли и транспорта. Чаще всего коррупционных схемы были обнаружены в сфере госзакупок, реализации госпрограмм и инвестиционных проектов — все они предполагают расходование бюджетных средств.
В 2023 генеральная прокуратура завела 15 «крупных» уголовных дел. Среди «провинившихся» должностные лица БелАЗ, МТЗ, «Атлант», и других предприятий. Они получали взятки за решение вопросов, связанных с закупками оборудования.
Осенью прошлого года прогремело резонансное «молочное дело», фигурантами которого стали 26 человек, включая экс-министра сельского хозяйства Игоря Брыло. Немного позже взялись за «мясников» — по делу о коррупции задержан гендиректор Берёзовского мясоконсервного комбината Владимир Жукович. А на предприятии «Бабушкина крынка» на протяжении трех лет руководство совместно с посредниками занималось поставками в Россию молочной продукции по заниженным ценам, уклонением от уплаты налогов и выводом денег за границу.
В январе текущего года уголовное дело возбудили в отношении начальника управления по организации закупок Национального института образования Минобразования. Чиновник принял взятку за выбор конкретного предпринимателя в качестве победителя в процедуре закупки. Эти действия позволили бизнесмену победить в процедуре закупки тренажеров на общую сумму свыше 6 млн рублей.
«В связи с установленными нарушениями инициирован пересмотр результатов процедуры закупки, по результатам которого стоимость тренажеров снижена почти на 2,5 млн рублей», — рассказал подробности дела генпрокурор Андрей Швед.
«Такая она у нас, коррупция — широкая, но не глубокая, с совестью, с душой»
Экономический обозреватель, экс-бизнесмен и блогер Александр Кнырович рассказал, в чем особенность коррупционных дел в Беларуси.
«Беларусь упала в мировом рейтинге коррупции на 91-е место из 180-ти. А еще в 2020-м были на 63-м. И куда же смотрят соответствующие товарищи? Ну тот же свеженазначенный начальником следственного управления КГБ товарищ Бычек? Что такое-то? На 30-й год этой самой борьбы? Куда катимся?», — задаётся вопросами Александр Кнырович.
При этом нужно отметить, что наша доморощенная коррупция имеет существенные национальные особенности, отмечает экономический обозреватель. Она у нас — ну очень скромная. Это где-то там воруют миллионами и миллиардами, у нас же как-то все по-человечески, по-христиански.
«Довелось мне сидеть в ИК-3 “Витьба” с одним коррупционером, у которого в качестве предмета взятки были указаны две щуки (неназванного веса и стоимости). А у другого “материальная заинтересованность” была определена в размере 70-ти копеек (приговор — 3,5 года колонии). Согласитесь — есть за что уважать беларусов, даже коррупционеров», — отмечает эксперт.
В качестве примера Александр Кнырович приводит недавний случай, о котором говорил прокурор Швед. Неназванный индивидуальный предприниматель за взятку выиграл аукцион министерства образования по закупке «мультимедийных учебных тренажеров» на сумму 6,5 миллионов рублей. А потом его так заела совесть, что он пришел и сам сдался органам. Так и сказал — спать не могу спокойно, все думаю, как же это я так смог?
«Органы отнеслись к нему с пониманием, немного пожурили, но от уголовной ответственности освободили, а также предложили снизить цену на 2,5 миллиона рублей. Он и согласился. И вот что интересно, за эти самые лишние 2,5 миллиона в свой карман, он передал чиновникам, принимающим решения, всего-то 1000 рублей. Согласитесь, есть чем гордиться? Такая она у нас, коррупция — широкая, но не глубокая, с совестью, с душой. Ну если верить официальным сообщениям», — заключает Кнырович.