В последнее время Свято-Елисаветинский женский монастырь привлекает внимание беларусов своей неоднозначной деятельностью. Его глава Андрей Лемешонок поддержал массовые репрессии против гражданского общества в 2020 году, а с началом нападения России на Украину монастырь занялся отправкой помощи российским солдатам. Расследователи «Бюро» присмотрелись к этой организации и нашли целый православный бизнес-холдинг.

До распада СССР православная церковь семь десятков лет находилась под гнетом атеизма и жестоких репрессий со стороны вождей. Провозглашенная в конце 80-х Михаилом Горбачевым политика гласности и «перестройки» положила начало возрождению религиозной жизни – церковь начинает активно взаимодействовать с государственными институтами и восстанавливать диалог с обществом. Во время, когда на развалинах старой цивилизации образовывалась новая независимая республика, многие бывшие советские граждане испытывали острый духовный голод и тянулись к Богу.

Андрей Лемешонок (в центре) и монахини монастыря. Источник: obitel-minsk.ru

Среди них была и Дарья Альховик. В начале 90-х она делала первые шаги на своем духовном пути и хотела пройти курсы катехизации. Женщина обратилась за благословением к отцу Андрею Лемешонку, на что духовник ей ответил:

«Если хотите потрудиться, берите скарбонку и идите стоять на Червенский рынок. Вот и все ваши катехизаторы».

Как показало расследование «Бюро», это наставление ляжет в основу концепции монастыря – храм Божий не только место силы. Это еще и источник многомиллионных доходов. 

Подайте ради Христа

С момента основания монастыря прошло почти 25 лет, и за это время структура СЕМ разрослась до 12 храмов, 70 церковных лавок в Минске, более 10 мастерских. В ведомстве обители воскресная школа, патронажная служба, женское и мужское подворья, паломнический центр, кружки и студии, православное детско-юношеское движение «Орлята», духовно-просветительский центр «Ковчег». Кроме того, СЕМ владеет семью отдельно выделенными юридическими лицами в Беларуси и России, которые ведут коммерческую деятельность, и контролирует их. Еще одна связанная с монастырем организация – Сестричество в честь святой Елисаветы, в собственности которой более 300 гектаров земли.

В этом православном холдинге работает около 1600 сотрудников. По словам трех не связанных друг с другом источников, для ухода от уплаты налогов за своих сотрудников СЕМ ведет двойную бухгалтерию.

Сразу несколько бывших работников минского монастыря сообщили «Бюро», что религиозная организация намеренно занижает налоговую нагрузку. Заработная плата наемного сотрудника СЕМ условно делится на две части: 15% и 85%. 15% – «белая» зарплата. Она официально начисляется сотруднику после вычета из нее отчислений в госбюджет.

Источник: «Бюро»

«Деньги были хорошие, но официально налогом большая часть не облагалась. Я очень долго работал в этой структуре, но себе на пенсию не заработал ничего», – рассказал один из источников.

Нехитрые расчеты подсказывают, что если каждый сотрудник обители в 2023 году получал минимальную заработную плату, то ежемесячные расходы монастыря на оклады работников – это без малого 300 тысяч долларов, или чуть более 3,5 млн долларов в год. В 2024 году опять же, исходя из установленной Советом министров «минималки», СЕМ может потратить на зарплаты чуть более 310 тысяч долларов в месяц, или почти 3 млн 760 тысяч в год соответственно. Но на практике уровень расходов на сотрудников у обители в разы выше, только они предпочитают это скрывать от беларусских госорганов.

Большая часть зарплаты, которую СЕМ не показывает налоговой, – это «черная» зарплата. По информации источника, оформляется эта сумма по документам как «благотворительное пожертвование за церковное послушание».

В разговоре с «Бюро» Андрей Лемешонок отрицал зарплаты в конвертах:

«Нет, мы не платим [зарплату в конвертах]. Мы платим официальную, а если какая-то переработка или если человек сделал что-то лучше – мы ему доплачиваем».

Как выяснили расследователи «Бюро», под видом «пожертвований» в монастыре маскируют доходы за коммерческие услуги. Например, чтобы отдать ребенка в лагерь для подростков при своем центре «Ковчег», нужно выплатить «рекомендованное пожертвование» в 250 рублей за пять дней, или 450 рублей за 10 дней, при раннем бронировании действует скидка в 40 рублей. Пожертвования монастырь просит и за другие услуги.

При этом кассовые аппараты или терминалы не используются ни в торговых объектах, ни на ярмарках монастыря. Проведенные «контрольные закупки», это доказали, расследователи получили просьбу от сотрудников монастыря платить наличными без чеков или оформлением электронной оплаты как «пожертвования». Даже за проживание в монастырском отеле предлагали платить «пожертвованием» без чека.

Источник: «Бюро»

Кадило крутится…

Расследователи внимательно посмотрели на финансовые отчеты юридических лиц, связанных с монастырем, и обнаружили семь компаний, связанных с монастырем. К некоторым возникли вопросы.

Источник: «Бюро»

У беларусского предприятия «Имени праведного Иоанна Русского», которым руководит монахиня Свято-Елисаветинского монастыря Наталья Лашук, расследователи обнаружили в 2022 году выручку в 163 тысячи рублей и прибыль в 116 тысяч рублей, но компания, занимающаяся производством фильмов, не платила налогов.

У беларусского фермерского хозяйства «Монастырское подворье», которым руководит монахиня Мария Гуськова, расследователи не обнаружили уплаты налогов в 2021 году. Гуськова не смогла это объяснить «Бюро», а Лемешонок рассказал, что «это еще самой организации нужно доплачивать за все ее добрые дела».

На землях «Православного сестричества» рядом с этим хозяйством, в деревне Лысая Гора Минской области, организовали «мужское подворье», где разводят сельскохозяйственных животных, действуют различные мастерские. Подворье формально создавалось как реабилитационный центр, на него собирают «пожертвования», но, как говорит источник «Бюро», в нем нет реабилитационных программ, люди не социализируются: «Ну, спился и спился на подворье». Отсутствие реабилитационных программ подтвердило «Бюро» и сама Гуськова. Некоторые из 150 жителей подворья при этом не трудоустроены официально.

Еще одно социальное направление монастыря – образование. У СЕМ есть своя частная школа с православным уклоном «Ихвис». Она среди тех немногих, кто выстоял после массовой зачистки на рынке частного среднего образования в Беларуси. В 2022 году выручка школы выросла на 28% – до 878 тысяч рублей, но прибыли у организации не было.

Расследователи «Бюро» выяснили, что школа использует детей для пропаганды и финансирования войны в Украине. Например, в сентябре 2023 года учащиеся выступили на фестивале «Радость», в рамках которого прошел благотворительный концерт «в помощь Донбассу» «Своих не бросаем». В феврале 2024 года монастырь призвал детей записать музыкальную композицию «военно-патриотического содержания», промаркировать логотипом #Дети-воинам с латинской буквой Z – символом российской агрессии. В качестве образца дали пророссийскую композицию. 23 февраля в «Ковчеге» прошел с участием учеников «Ихвис» под российским триколором. На некоторых флагах также можно было рассмотреть латинскую букву Z.

Новый проект родственника Лукашенко

В январе Игорь Сигневич опубликовал пост: Свято-Елисаветинский монастырь провел совещание с участием боксеров-олимпийцев из благотворительного проекта «Дети спорта», хоккеистов автомоек «БАМ 24» и авторов инновационного педагогического проекта колодищанской школы №2. Обсудили вопросы сотрудничества и продвижения молодежи «Движения «Орлята». Пост сопровождает фото: на нем можно увидеть самого Игоря Сигневича, спортсмена Вазгена Сафарьянца, духовника СЕМ Андрея Лемешонка и Владимира Кулакова – родственника Лукашенко.

Последний – муж Татьяны Кулаковой, сестры Анны Лукашенко (известной под псевдонимом Анна Селук) и жены Дмитрия Лукашенко, среднего сына Александра Лукашенко. Кулаков также владелец трети ООО «Быстрые автомобильные мойки», еще треть которой принадлежит председателю республиканского объединения «Патриоты Беларуси» Николаю Зарубицкому.

Совещание в СЕМ. Источник: инстаграм-аккаунт Игоря Сигневича
Слева направо (сидят за столом): монахиня Ребекка (Перейра) (организатор движения «Орлята»), Андрей Лемешонок (духовник СЕМ), настоятельница СЕМ игуменья Евфросиния (Лаптик), монахиня Мстислава (Городничук) (экономистка СЕМ), Владимир Кулаков (муж сестры Анны Лукашенко)
Слева направо (стоят): Игорь Сигневич (за Лемешонком), Вазген Сафарьянц (справа от Кулакова)

«Мойки» спонсируют педагогический проект «формирования активной гражданской позиции», реализуемый в 20 учебных заведениях Беларуси. Еще одним спонсором программы выступает компания «СигБел», бенефициаром которой является Игорь Сигневич.

Кулаков и Зарубицкий причастны к «оздоровлению» украинских детей, вывезенных с оккупированных Россией территорий Украины в Беларуси, как ранее показал «Беларусский расследовательский центр». Сигневич в Instagram публиковал снимки с Дмитрием Басковым, Алексеем Талаем и другими причастными к «оздоровлению» украинских детей.

Ранее

Просят ненужные документы и затягивают сроки: Польша нашла нарушения при выдачах ВНЖ

Далее

Новости регионов: массовое возгорание электрокаров и суд Гродно против России

Читайте далее