Проверка компаний, которые привлекали специалистов по программе Poland.Business Harbour, показала шокирующие результаты. Начиная с 2020 года, Польша выдала беларусам почти 100 тысяч виз такого типа, но реально ими воспользовались всего около 15 тысяч человек. Как скандал с польскими визами повлияет на беларусов? Отвечает соруководительница восточного отдела WKB Lawyers Анна Матиевская.

В Польше проводится расследование о выдаче виз IT-специалистам по программе Poland.Business Harbour. Запущенная в сентябре 2020 года программа должна была привлечь IT-специалистов и IT-компании из Беларуси в Польшу. Позже программу расширили и на другие страны, включая Грузию, Россию, Украину, Молдову и Армению.

В ходе расследования выяснилось, что только беларусам было выдано около 93 тысяч виз, однако реальное количество приехавших в Польшу оказалось в несколько раз меньше — около 15 тысяч человек.

В конце января МИД Польши сообщил, что министр ведомства Радослав Сикорский принял решение приостановить программу Poland.Business Harbor «до принятия решений, гарантирующих надлежащую проверку компаний и иностранцев, являющихся его бенефициарами». 

Министерство заявило, что программа «не оправдала ожиданий», а также от имени ведомства были высказаны сомнения относительно использования виз, выданных в рамках программы, для иных целей.

Польское агентство инвестиций и торговли проверяет IT-компании, воспользовавшиеся этой программой. Исходя из ответов 30 компаний, которые перевезли наибольшее количество специалистов, некоторые сотрудники уволились с переезда на разных этапах, в том числе после получения визы, и остались, например, в Беларуси из-за налоговых или семейных проблем.

Почему возникли проблемы с программой Poland.Business Harbour ? 

С момента массового старта программы в сентябре 2020 года произошло много факторов, которые могли повлиять на результаты, говорит соруководительница восточного отдела WKB Lawyers Анна Матиевская. В первую очередь стоит отметить тот факт, что мы не знаем способа проведения статистики, ведь в статистике могли оказаться супруги и дети IT-специалистов, которые также получали такого типа визы и не были трудоустроены. Неизвестно, включена ли в статистику та часть людей, которые получали визы ПБХ и могли после легализоваться в стране по другим основаниям, например, те, кто получил международную защиту или те, кто имеет карту поляка и получил постоянный вид на жительство.

Конечно, некоторые фирмы перестраховывались на случай потенциальной срочной релокации и хотели, чтобы сотрудники имели визы. В последнее время в Беларуси возникают проблемы с получением туристической визы, поэтому, возможно, для кого-то виза ПБХ была альтернативой. Еще один немаловажный фактор — это сложная ситуация на рынке IT —не все могут трудоустроиться на польском рынке, а иногда в процессе получения визы человеку говорили, что оффер неактуален.  

Как приостановка программы Poland.Business Harbour повлияет на айтишников? 

Важно отметить, что программа Poland.Business Harbour не была полностью закрыта, а лишь приостановлена, пока идет проверка. Как отмечает Анна Матиевская, С точки зрения национальных интересов Польши — это вполне ожидаемый шаг после визового скандала, однако на беларусах, которые не успели получить визу, такое решение отразилось негативно. 

Варианты легализации у беларусских айтишников по-прежнему остаются, однако есть разные категории людей: те, кто уже живет в Польше и работает по визе ПБХ и те, кто не успел сделать визу и переехать. Сейчас беларусы могут сделать польскую гуманитарную или рабочую визу, однако обе категории лишают айтишников определенных возможностей. 

«Как правило, IT-компании работают со специалистами по В2В. И основная проблема в том, что виза ПБХ давала возможность айтишникам оформлять ИП — это очень важный плюс. Еще к этому добавлялась возможность выбирать налогообложение из трех существующих вариантов. По рабочей и гуманитарной визе оформить бизнес уже не получится. И это очень ограничивает специалистов», — заключает специалист. 

Ранее

Новости регионов: призрак в Добруше и побег из шкловской колонии

Далее

«Планета находится на грани». 2024 год станет самым жарким?

Читайте далее