Политическому теракту на станции метро «Октябрьская» — 13 лет
13:01, 11 апреля 2024
People help a victim of a blast in central Minsk April 11, 2011. A blast hit a metro station in the center of the Belarussian capital Minsk on Monday and some people had been killed, police said. The cause of the explosion is still unknown. REUTERS/Anton Motolko (BELARUS - Tags: CIVIL UNREST IMAGES OF THE DAY)
11 апреля 2011 года на платформе станции «Октябрьская» произошел взрыв, в результате которого погибли 15 человек, а 387 — получили ранения разной степени сложности. С тех пор прошло ровно 13 лет. В этот день сотрудники метро и жители Минска несут цветы к месту трагедии.
В организации теракта в метро обвинили Дмитрия Коновалова и Владислава Ковалева. На суде их приговорили к смертной казни и привели приговор в исполнение в 2012 году. Отметим, что Лукашенко называл обвиняемых преступниками еще до решения суда.
Независимый соцопрос показал, что 43,4% беларусов не считают Коновалова и Ковалева виновными. Также власти не называли официальный мотив взрыва.
По мнению некоторых наблюдателей за судом, связь между осужденными и взрывчаткой не была доказана. Высказывались возражения, что видео с камер наблюдения было отредактировано.
Почему теракт можно считать политическим?
Главное доказательство вины Коновалова на суде — его показания. Остальные доказательства косвенные. Например, у него не было алиби на момент взрыва и у него нашли тетради с записями по взрывному делу. При этом следов взрывчатых веществ на его одежде на нашли, а на его взрывчатой «лаборатории» дома не было отпечатков его пальцев.
Четких мотивов преступления тоже нет. Коновалов много раз повторял, что организовал теракт, чтобы «дестабилизировать обстановку в Республике Беларусь». На уточняющие вопросы следователей он не отвечал.
Что касается камер видеонаблюдения, то на них сложно рассмотреть человека. ФСБ, у которой Беларусь попросила помощи в расследовании, заявила, что из-за качества записи установить сходство с человеком на записи и Коноваловым невозможно. Разве что одежда была похожей.
Из последнего – суд пытался как можно скорее закрыть дело. Ходатайства адвокатов с просьбой изучения дополнительных материалов и проведения дополнительных экспертиз, постоянно отклоняли. Опросы новых свидетелей суд тоже не приветствовал.