Организаторы протестов получают деньги из-за рубежа, готовят госпереворот, действуют по указкам западных инструкторов, угрожают сотрудникам силовых органов и пользуются «методичками цветных революций». К сожалению, это не риторика беларусской пропаганды, а спецслужб Грузии, страны, которая и сама обрела свой нынешний вид в результате «революции роз» 2003 года.
В 2024-м главный участник тех событий — Михаил Саакашвили — уже третий год находится под стражей, а правящая партия Сакартвело «Грузинская мечта» уже второй раз пытается принять крайне непопулярный закон «об иноагентах», против которого грузинам удалось выстоять всего год назад. Разбираемся, почему документ вызвал столько недовольства в обществе и что может произойти в том случае, если он все-таки будет одобрен.
«Российский закон»
Закон «О прозрачности иностранного влияния» подразумевает, что неправительственные организации, 20% финансирования которых происходит из-за рубежа, должны быть зарегистрированы в качестве «проводников иностранной силы». Кроме того, им придется заполнять публичную финансовую декларацию, а в случае отказа — выплатить штраф в размере 25 тысяч лари (примерно 9,4 тысячи долларов). Но и это еще не все: для того, чтобы выявлять «иноагентов», Минюст сможет в любое время провести в организации проверку, а уполномоченный чиновник — получить любую информацию, в том числе персональные данные сотрудников НКО.
В Грузии не без причины называют этот документ «российским» в том числе потому, что он фактически копирует закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», согласно которому Минюст может вносить в список «иноагентов» НКО, СМИ и даже простых людей просто на основании утверждения, что те находятся «под иностранным влиянием».
Таким образом Кремль оказывает давление на все, что не входит в его орбиту влияния и раз за разом усложняет жизнь своим противникам. Среди последних нововведений — запрет на участие в выборах, а также запрет на размещение у «иноагентов» рекламы для компаний, зарегистрированных в РФ. Это решение буквально сразу привело к тому, что многим независимым и оппозиционным YouTube-каналам пришлось резко сократить свои затраты, а то и вовсе приостановить деятельность.
Никто из наблюдателей не сомневается, что примерно по такому же сценарию будут действовать и грузинские власти в преддверии парламентских выборов, которые намечены на октябрь 2024 года. Политологи Корнели Какачиа и Бидзина Лебанидзе считают, что ставки на грядущем голосовании действительно высоки.
«В “Грузинской мечте” опасаются, что нынешняя оппозиция в случае прихода к власти начнет им мстить за все прежние обиды. И эти опасения не лишены оснований: каждая смена власти в Грузии сопровождалась политическими репрессиями против прежнего руководства. Конечно, страх потери власти не является оправданием для авторитарных замашек. Но проблема действительно есть, и она носит системный характер. Решить ее можно, только если изменятся отношения между властью и оппозицией», — говорится в их статье для Carnegie.
К слову, как в России, так и в Грузии пеняют на американский закон «О регистрации иностранных агентов» (Foreign Agents Registration Act — FARA), принятый еще в 1938 году для борьбы с нацистской пропагандой. По нему нарушителям грозит до 5 лет тюрьмы и штраф до 10 тысяч долларов. Однако за все время действия закона суд вынес приговор только в одном случае (из семи). В России же только за прошлый год количество штрафов, назначенных «иноагентам», выросло в 20 раз — до 350.
Тем не менее правящая верхушка продолжает утверждать, что не копировала российский опыт, а создала собственный, «грузинский закон». Премьер-министр Иракли Кобахидзе на пресс-конференции 17 апреля и вовсе заявил, что документ «именно европейский, поскольку в его основе лежат одни из важнейших европейских ценностей — прозрачность и подотчетность».
А 7 мая в своих соцсетях мэр Тбилиси Каха Каладзе и депутат Мамука Мдинарадзе опубликовали баннер с надписью «Нет российскому закону; Да — Европе; Да — прозрачности». Можно было бы подумать, что вчерашние сторонники проекта передумали его поддерживать, однако в подписи к баннеру Каладзе дописал «Да — грузинскому закону».
С оглядкой на Москву
Ко всей этой ситуации добавляется и то, что Грузия экономически предельно зависима от России. Да, на улицах Тбилиси на каждом шагу можно увидеть проклятия в адрес Путина и россиян: весной 2022, после начала войны, грузинские города утопали в украинской символике, а операторы такси перекрашивали машины в своих приложениях в желто-голубой. Никто здесь не забыл войну 2008 года, как и оккупацию Россией Абхазии и Южной Осетии — нет ни одной карты Грузии, где эти регионы не оставались бы частью страны или не были бы выделены особым цветом.
Однако, согласно докладу «Международная прозрачность – Грузия», опубликованном 8 ноября 2022 года, доля российской пшеницы и пшеничной муки в общем объеме импорта в Грузию составила 96%. То есть фактически до 78% пшеничной муки, потребляемой в Сакартвело, поступает из РФ.
Да, 31 июля 2023 года в Батуми прошли протесты, когда в местном порту пришвартовался круизный лайнер Astoria Grande с россиянами на борту (и беларусским певцом Дмитрием Колдуном), который направлялся из Сочи в Турцию. Во время тех митингов были задержаны двадцать три человека за неподчинение требованиям полиции. Среди них были и десять членов оппозиционной партии «Единое национальное движение», основанного экс-президентом Михаилом Саакашвили.
Однако, согласно все тому же исследованию «Международная прозрачность», в январе-сентябре 2022 года Грузия получила около 2,2 млрд долларов дохода от денежных переводов, туризма и экспорта товаров из России, что в 2,6 раза больше, чем за тот же период 2021 и на 64% больше дохода, полученного в январе-сентябре 2019 года.
Поэтому Тбилиси до последнего лавировал между внутренними интересами и попытками запустить евроинтеграцию, но в случае принятия нового закона об этом, скорее всего, можно будет забыть, даже несмотря на статус претендента на вступление в Евросоюз, который Грузия получила в декабре 2023 года.
«Позвольте мне внести ясность: проект закона о прозрачности иностранного влияния не соответствует стремлению Грузии к ЕС и траектории ее вступления и приведет Грузию еще дальше от ЕС, а не ближе», — недвусмысленно заявил в своем X председатель Европейского совета Шарль Мишель.
Действия грузинских властей в итоге были обсуждены 22 апреля в Европарламенте, где была принята резолюция о том, что с Грузией даже не будут начинать переговоры, если закон «об иноагентах» примут. Кроме того, там содержится призыв к Совету ЕС и Евросоюзу о введении санкций в отношении основателя «Грузинской мечты» миллиардера Бидзины Иванишвили, тесно связанного с Россией, и которого называют теневым руководителем государства.
29 апреля в Тбилиси прошел провластный митинг, на который автобусами свозили людей со всей страны (точь-в-точь как это практикует беларусский режим, некоторые приехавшие даже жаловались, что им угрожали увольнением). И как будто в подтверждение слов выше, Иванишвили лично взял на себя ответственность за политику партии, которая противоречит рекомендациям США и Евросоюза. В частности закона «об иноагентах» и анти-ЛГБТ-законодательства.
Также в своем выступлении он обвинил «глобальную партию войны» в том, что та представляет опасность для суверенитета Грузии и объявил о репрессиях против оппонентов, «коллективного Национального движения», которые последуют за победой правящей партии на выборах в октябре 2024 года.
«Несмотря на обещания, данные на саммите в Бухаресте в 2008 году, Грузию и Украину не включили в состав НАТО и оставили на сквозняке. Все подобные решения принимаются партией глобальной войны, которая имеет решающее влияние как на НАТО, так и на Евросоюз, и для которой и Грузия, и Украина имеют лишь цену пушечного мяса. Впервые они противопоставили Грузию России в 2008 году, а в 2014 и 2022 годах поставили Украину в еще более сложную ситуацию», — заявил с трибуны Иванишвили.
«Дрейф “Грузинской мечты” в сторону от мира западных либеральных демократий к “русскому миру” нелиберальных автократий продолжается уже несколько лет. Поначалу, правда, основные демократические права оставались на месте. А двусмысленную позицию Грузии в отношении войны в Украине можно рассматривать как прагматичную попытку сбалансировать прозападную политику с необходимостью умиротворить Россию (которая вторглась на территорию Грузии в августе 2008 года и до сих пор имеет войска в отделившихся грузинских республиках Абхазия и Южная Осетия). Принятие закона об иностранных агентах не оставит возможности для интерпретации. Напротив, оно жестоко продемонстрирует отказ грузинского правительства от Запада и его поворот к укреплению автократии», — объяснил происходящее грузинский политолог Гиа Нодиа.
В то же время российские спикеры остались довольны тем, что грузинский парламент, видимо, не собирается давать заднюю и как год назад отменять голосование по новому закону. В частности, экс-президент Дмитрий Медведев уже по традиции обвинил Запад в двуличии и проплаченных митингах.
«Законы об иноагентах действуют в целом ряде стран. В том же Израиле. Или (намного более строгие) в Венгрии или Австралии. Но в этих случаях Вашингтон и Брюссель тоже все вполне устраивает. Никаких претензий и осуждения. В остальных случаях – проплаченные майданы, драки, давление, шантаж. И картинные истерики старшего германского колбасника, главного гинеколога Еврокомиссии и прочих подобных второсортных деятелей из американской обслуги», — написал Медведев.
Акции протеста
Одним из символов прошлогодних протестов стала женщина с флагом Евросоюза в руках, которую окружили мужчины и изо всех сил защищали от напора воды. Этот образ и последующая отмена голосования по законопроекту воодушевила многих, в очередной раз показав, что народ Грузии может отстоять собственные интересы.
Новость о том, что документ снова поступил в парламент, вызвала всеобщее удивление, которое незамедлительно привело к новым протестам не только в Тбилиси, но и по всей Грузии. Однако на этот раз силовики, судя по всему, получили особый приказ, и 30 апреля на вечерней акции у здания парламента Тбилиси против демонстрантов начали применять слезоточивый газ, водометы и резиновые пули (хоть МВД это впоследствии не раз опровергало).
При этом, несмотря на многочисленные свидетельства жестокости силовиков, директор управления криминальной полиции Теймураз Купатадзе на специальном брифинге заявил, что «по сравнению с действиями полиции в других странах при разгоне демонстраций, в Грузии были предприняты “достаточно мягкие действия”».
«Грузинская полиция будет пресекать насильственные действия участников митингов в соответствии с законом, будут применены строгие меры, подобные тем, которые приняты в ведущих странах Америки и Европы», — заявил чиновник.
Позже стало известно, что в Грузии сформируют список протестующих против закона об иноагентах, в который попадут лица, «причастные к насилию, угрозам и шантажу», а также те, кто «публично одобрял подобные действия». Базу опубликуют на специальном сайте, она будет доступна для всех. В отношении лиц, которые попадут в списки, «будут приняты все меры в рамках Конституции и законов», заявил спикер грузинского парламента Шалва Папуашвили.
9 мая МВД Грузии возбудило три уголовных дела против участников акций протеста. 6 противников закона «об иноагентах» задержаны. Ведомство заявило, что им вменяется порча чужого имущества, насилие над сотрудниками полиции, блокировка или захват государственных зданий в период с 16 апреля по 2 мая. А вот по поводу использования резиновых пуль и избиения полицейскими работников прессы пока никакой информации от МВД не поступало.
К слову, о применении резиновых пуль журналистка местного телеканала спросила у мэра Тбилиси Кахи Каладзе, на что тот в ответ ни с того ни с сего назвал ее «бесстыжей сволочью»
Также 9 мая появилась информация, что на политиков и активистов, которые выступают против нового закона, начались нападения. На члена секретариата оппозиционной партии «Национальное движение» Димитри Чиковани напали у подъезда его дома в Тбилиси. В тот же вечер неизвестные напали на Гию Джапаридзе, эксперта по международным отношениям и брата Зураба Джапаридзе, лидера оппозиционной партии «Гирчи – больше свободы».
«Что во всей стране происходит, то и со мной произошло: на меня напали про-русские. Я точно помню двоих, может быть, троих или больше нападавших. Они встретили меня возле дома. Начали меня избивать, многие били какими-то палками, кричали, почему я выступаю против «российского закона», — рассказал Гия Джапаридзе.
Тем не менее нет никаких сомнений, что грузины продолжат выступать на акциях протеста, несмотря на жестокое сопротивление силовиков.
«Грузинский протест хоть и мирный уже 20 лет, но всегда умел за себя постоять. Кроме того, самых буйных полицейских уже деанонимизировали, а институт репутации на Кавказе — часть менталитета. Это мощный инструмент», — рассказал нам один из наблюдателей, пожелавший остаться неизвестным.
«Но кроме сторонников и противников, у протестов в Грузии есть скептики и те, кто напуган. Скептики считают, что акции ни к чему не приведут, а лишь являются ширмой для закулисных межпартийных игр, некоторые даже не уверены, что здесь есть прямая указка из Кремля. А еще часть людей напугана, что активность на улицах Тбилиси, особенно в случае успеха протестующих, спровоцирует эскалацию со стороны России, а ослабленная грузинская армия не сможет противостоять прошедшей фронта Украины армии России», — рассказал наш источник.
Так или иначе, к моменту выхода этого материала, протесты продолжаются. 13 мая бойкот в знак протеста против законопроекта об «иноагентах» объявили студенты из Тбилиси, Кутаиси и Батуми. Кроме того, более ста профессоров и преподавателей Тбилисского государственного университета подписали совместное заявление в поддержку учащихся.
Как будут развиваться события дальше?
Третье чтение в парламенте по закону об «иноагентах» пройдет 14 мая. После этого президент Грузии Саломе Зурабишвили наложит на него вето, закон вернется обратно в парламент, где у сторонников правительства будет еще одна возможность отменить документ. Однако премьер-министр Кобахидзе уверен в том, что закон обязательно будет принят.
«В этом вопросе не допустим компромисс, так как этот закон уменьшит поляризацию в обществе. В середине мая этот закон будет принят, а через несколько недель в парламенте будет преодолено вето президента, после чего закон вступит в силу», — цитирует премьер-министра российское агентство ТАСС.
Против этого и в поддержку проевропейски настроенных грузин выступило множество известных личностей, в том числе и писатель Борис Акунин (Григорий Чхартишвили), который сам родился в Грузии. Он предостерег народ этой страны от того, что в случае неудачи, есть вероятность оказаться под еще большим влиянием России.
«Надо опасаться не политической оппозиции и не зубастой прессы, а путинизма. Опасаться не только вторжения извне, но и вторжения изнутри. А именно это сейчас и происходит. Путинизм пытается угнездиться в вашем доме — по инициативе вашего же правительства. Вы этого инфильтрата потом не выселите. Он разъест Грузию, как раковая опухоль. Знаем, проходили. Сначала «иноагенты», потом «пятая колонна», потом «террористы и экстремисты», а потом никаких друзей, кроме путинской России, у Грузии не останется. Добро пожаловать назад, под крыло двуглавого орла. Грузины, не позволяйте сделать это с вами. Берегите свободу», — заявил Акунин.
«Я уверен, что закон если и будет принят, то будет наложено вето. И я уверен, что протесты сыграют в этом свою роль… Но также я уверен, что сами протесты не приведут, например, к смене власти. В конце концов, сами протестующие не выдвигают такого требования. Во всяком случае, пока власти не запустили новый виток насилия», — заявил наш анонимный источник.