«Белые халаты» опубликовали авторскую колонку врача Рустама Айзатулина том, что происходит в главном РНПЦ травматологии и ортопедии в Беларуси. Почему там «проблем много» и «тотальная деградация»? «Маланка» пересказывает откровения врача.
Проблемы начались со срока хорошего директора
Айзатулин называет началом современной эпохи существования РНПЦ 2006 год. Тогда директором учреждения стал профессор Александр Белецкий. Он руководил жестко, «по понятиям», хвастался связями и знакомствами, казался непотопляемым, «крышевал» учреждение от внешних «наездов» и наращивал коллектив.
Увольнения в основном были только по делу. В коллективе и вне его уважали — вскоре он получил статус академика. Но в 2018 году его судили по «делу врачей», а по ТВ показали обыск его коттеджа.
Проблемы продолжились в 2020 году
Директором РНПЦ стал Михаил Герасименко. Его отец был послом Беларуси в Болгарии, Греции, Латвии, а также — мэром Минска.
После этого в РНПЦ появились новые порядки. В 2020 году Герасименко не продлил контракты некоторым сотрудникам. В том числе тем, кто отработал в учреждении не один десяток лет.
Огромные очереди
Во время ковида очереди на эндопротезирование увеличились. В РНПЦ должны были опубликовать годовой отчет, так как Лукашенко потребовал его на совещании, пообещав наказание за плохую работу. Однако очереди так и не уменьшились. Даже несмотря на то, что их пытались уменьшить искусственно — отсеивать больных, необследованных и не нуждающихся.
Снова репрессии
Во время 2020 года коллектив учреждения создавал внутренние чаты, многие ходили на протесты и оставляли подписи против насилия. За одну фотографию в поддержку репрессированных сотрудники РНПЦ отплатили сутками, штрафами и административными статьям.
Врачебный состав начал исчезать. Одним не продлевали контракты, другие увольнялись, третьих увольняли без объяснения причин. За полтора года ушли 15% состава, которых так и не удалось заменить.
Появилась должность заместителя директора по безопасности, режиму и кадрам. Им назначили сотрудник КГБ Геннадий Михалко. Он еще больше ужесточил кадровую работу, после чего уволили еще десяток сотрудников.
«Дело ортопедов»
В 2022 году почти десяток сотрудников из отделения ортопедии оказались за решеткой. После этого произошел казус — пациента в операционной было некому оперировать.
Врачей же обвиняли в получении незаконных денежных средств за установку импортных эндопротезов суставов, в том числе — и вне очереди. А то, что новый Герасименко тоже устанавливал такие эндопротезы, не оглашалось.
Обвиняемые вернулись на свободу на разных условиях продолжили работать. Их разбросали по разным учреждениям, некоторые из которых находились за 100 км от Минска.
Однако на этом репрессии не закончились. Замдиректора по безопасности снял с должности еще 7 сотрудников — руководителей подразделений. Среди них было три доктора наук, которые посвятили РНПЦ всю жизнь.
Проблема санкций
Для того, чтобы изобрести фиксатор сухожилий и внедрить его в практике, нужно 5 лет. То же касается и других изобретений. Времени на это нет. Поэтому пока не создали отечественные протезы, нужно «подгонять» пациента под протез, ориентируясь только на срок стерилизации. Или стерилизовать повторно, чего делать нельзя по документам РНПЦ.
Авторскую колонку врача Рустама Айзатулина об РНПЦ целиком вы можете почитать здесь.