12 июля в силу вступят изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Беларуси. Они предусмотрены законом от декабря 2023 года «О внесении изменений в Кодексы об уголовной ответственности». Главное изменение, по мнению правозащитников, — увеличен максимальный срок наказания в карцере.
Правозащитник «Вясны» Леонид Судаленко считает, что заключенные будут чувствовать себя хуже, «особенно политические», так как «контролерам колоний будет легче наказывать людей».
Наказать в колонии могут по-разному. Например, выговором, дежурством по уборке, лишением передачи. Но есть и более жесткая мера — штрафной изолятор (ШИЗО). В предыдущей редакции Кодекса было написано, что максимальный срок наказания — 10 суток, а после изменений будет 15.
«Вроде всего еще 5 дней, но это серьезно. Это будет тяжело пережить. Уже на 7-8 день мне стало очень тяжело психологически, потому что я сидел один и мечтал, чтобы эти 10 дней быстро закончились. И это физически сложно. Но есть и другая сторона проблемы: если хотят наказать строже, то через один срок дают новый, и теперь всего одно такое продление превратится в месяц ШИЗО. А месяц в таких условиях — сильный удар как по здоровью, так и по психике заключенного. То есть, однозначно, это увеличение даст заключенным новые возможности для мер, которые я считаю фактически пытками», – говорит Леонид Судаленко, у которого был опыт нахождения в ШИЗО.
По словам Леонида, так Департамент исполнения наказаний облегчает работу своих сотрудников.
«Как-то я наблюдал, как сложно им придумать нарушения, чтобы составить протокол на политзаключенного. Мне такие отчеты давали за расстегнутую пуговицу, за то, что я случайно не учел чистку зубов, за то, что не увидел контролера, когда он подошел ко мне сзади. Я видел, как некоторые охранники отводили взгляд, когда делали эти доклады, им было стыдно. Так что теперь отчетов будет меньше, соответственно, и моральных страданий меньше. В полтора раза! Очевидно, что Департамент протолкнул этот закон, чтобы иметь еще больше власти над политическими заключенными», – сказал Судаленко.
Изменение для тех, кто получил «химию»
Наказывать людей, осужденных по «химии», тоже будут по-другому. Увеличивается наказание «дисциплинарной изоляцией». Бывший политзаключенный Левон Халатрян, отбывавший наказание «химией» в Каменецком районе, рассказал, в каких условиях оказались осужденные.
«Во время «химии» в случае нарушений нас отправляли в райцентр, сидеть в местном СИЗО. Я не знаю, была ли это отдельная тюрьма. Ребята, которые там побывали, рассказывали об обычной камере», – рассказал Халатрян.
По его словам, изоляцией наказывали за нарушения на работе, отсутствие в общежитии в положенное время или за употребление алкоголя. Левон Халатрян предполагает, что увеличение срока одиночного заключения для «химиков» связано с облегчением работы охранников.
«Это для того, чтобы облегчить им оформление документов, потому что продление с одного срока до двух — это тоже работа. А потом сразу дали 15 дней изоляции, и голова не болит!», – уверен бывший политзаключенный.
Изменения по посылкам и свиданиям
Заключенные смогут получать не одну посылку с товарами в год, а две. Также они по собственному желанию могут заменить краткосрочную встречу 60-минутным видеозвонком. Также возможен отказ от долгосрочного приема в пользу краткосрочного.
Но правозащитник Леонид Судаленко считает, что подобные нововведения не сделают порядок в колониях и тюрьмах более либеральным.
«Это не облегчение, а шоу для инспекторов и гостей. Мол, смотрите, здесь заключенный сам решает, в какое время ему лучше встретиться с родственниками. А на самом деле администрация может лишить заключенного свиданий вообще, этот вид наказания не отменен, его часто применяют к политзаключенным. Так меня лишили всех длительных встреч, видеозвонков вообще не было. Я знаю случаи, когда политзаключенный подал заявление на свидание и вскоре был отправлен в ШИЗО якобы за нарушение дресс-кода», – рассказал Леонид.