В сети весь последний год обсуждают феномен «nepo babies» — детей известных родителей, которые сами становятся знаменитостями, но зачастую не благодаря собственным талантам, а из-за происхождения. Приставка «непо» — от понятия «непотизм», которое означает покровительство родственников, или кумовство. Любому, кто хоть немного знаком с вертикалью беларусской власти, понятно, что в нашей стране такое — на каждом шагу. «Маланка Медиа» собрала пять ярких примеров.

Сергей Шейман — сын «правой руки» Лукашенко, который добывал золото в Африке

Виктор Шейман — редкий для Беларуси политический долгожитель. В 1994 ему, бывшему военному, служившему в Афганистане, доверили безопасность Лукашенко-кандидата на первых президентских выборах. С тех пор он в течение четверти века неофициально считался вторым лицом в государстве, независимо от того, какие должности занимал. А их у Шеймана было немало: глава Совбеза, генпрокурор, помощник по особым поручениям, глава администрации и управляющий делами президента. Именно при нем УПД из небольшой структуры, обслуживающей государственные органы, превратилось в огромную бизнес-империю, интересы которой вышли далеко за пределы Беларуси — в Африку.

Виктор Шейман. Фото: TUT.BY

В 2016 году управделами президента во главе с Шейманом стало одним из основателей фирмы «Белгеопоиск». Через два года она получила заказ на разработку месторождений золота в Зимбабве. Наниматель — молодая фирма Zim GoldFields. Она была создана в 2018 году, вскоре после визита Виктора Шеймана в Зимбабве по поручению Лукашенко. В правительственной делегации тогда был еще один Шейман — Сергей Викторович (41 год). Да, сын. Официально в Зимбабве он находился в качестве «советника» отца, только вот никакой должности, которая соответствовала бы такому статусу, он не занимал. 

Настоящая причина визита вскрылась годами позже благодаря масштабной утечке документов «Архив Пандоры». Из обнародованных файлов стало известно, что Сергей Шейман —  один из владельцев Zim GoldFields, той самой фирмы, которая получила право разрабатывать месторождения золота в Зимбабве и наняла для этого «Белгеопоиск», связанный с Шейманом-старшим. Такой вот практически семейный бизнес. К нему привлекли еще и давнего партнера Виктора Шеймана — провластного бизнесмена Александра Зингмана. Он вместе с Шейманом-младшим через офшорные компании стал совладельцем Zim GoldFields. 

Сергей Шейман. Фото: lansinginstitute.org

Получается, проект, изначально задуманный как прибыльное сотрудничество двух стран, в итоге большей частью отошел частным лицам — сыну и бизнес-партнеру Виктора Шеймана. Сколько они на этом заработали, неизвестно.

Строить бизнес без протекции отца Сергей Шейман тоже пробовал — в России. Его партнером там выступал Анатолий Ткачук, экс-генерал ФСБ, связанный с окружением Дмитрия Медведева. Об этом стало известно в 2018 — том же году, когда Шейман-младший вместе с отцом посетил Зимбабве.

Чем Сергей занимается сейчас, неизвестно. Он в принципе личность непубличная: открытых профилей в соцсетях не ведет, в свет не выходит, интервью не дает. До прихода в бизнес, по информации СМИ, работал в Комитете экономического контроля при Минском облисполкоме и организовывал концерты «За Беларусь!»

По данным «Киберпартизан», Сергей Шейман женат и имеет 14-летнего сына. У него есть квартира в столице на улице Азгура и дом в деревне Тарасово Минского района. В разное время на его имя были куплены автомобили Audi, BMW и Mercedes-Benz.

Дмитрий и Виталий Олексины — сыновья табачного «кошелька» Лукашенко, которых он использовал для обхода санкций

Алексей Олексин, один из самых успешных предпринимателей Беларуси, известен сетью киосков «Табакерка» и близостью с семьей Лукашенко. Эта дружба позволила ему создать бизнес-империю, но она же чуть ее не погубила.

Алексей Олексин. Фото: officelife.media

Начинал Олексин на государственной службе — в департаменте энергоресурсов и нефтепродуктов «Белвнешторгинвеста», который входил в состав Управления делами президента. Потом подался в бизнес, получил предложение о сотрудничестве от бизнесмена Юрия Чижа. В ту пору он считался «олигархом №1» и был в фаворе у Лукашенко. Вместе Чиж и Олексин торговали нефтепродуктами — не пренебрегая «серыми» схемами. Самая известная их махинация — с «растворителями и разбавителями», под видом которых компания «Трайпл» перепродавала российские нефтяные ресурсы. Делалось это с подачи Лукашенко, что в принципе было характерно для бизнесов Чижа. В 2016 милость сменилась на гнев, и «олигарх №1» попал за решетку за «уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере».

Олексин к тому времени от Чижа открестился и начал строить собственную бизнес-империю. Его ключевыми активами были компании «Белнефтегаз» и «Энерго-Оил», доли в них он делил с женой Инной. Первая фирма в основном занималась торговлей нефтепродуктами и логистикой, вторая наиболее известна продажей табака (те самые «Табакерки»). Обе компании, как и некоторые другие проекты Олексина, получали льготы от Лукашенко. За это бизнесмен попал под прицел европейских и американских регуляторов. Опасаясь санкций, он переписал свои активы на сыновей — Дмитрия (37 лет) и Виталия (26 лет). Их мать свои доли в бизнесе сохранила.

С 2021 года Олексин действительно попал под санкции ЕС, США и Японии, так что соломку он подстелил не напрасно — вот только ее оказалось недостаточно. Под санкции в итоге попали и жена, и дети, и сами «Белнефтегаз» с «Энерго-Оил».

Интересно, что старший сын Дмитрий ранее уже помогал обходить санкции. В 2012 году на него и его мать переписали латвийские компании Latgales Alus D и Mamas D. Это произошло после того, как Юрий Чиж, который тогда владел этими компаниями вместе с Алексеем Олексиным, попал в черный список ЕС.

Дмитрий Олексин. Фото: Дмитрий Олексин, ВКонтакте

В 2021 году Инна Олексина вышла из латвийского бизнеса семьи, переписав свои доли на сына Дмитрия. Это позволило ему войти в топ-10 крупнейших беларусских инвесторов на территории Латвии. Успех, однако, долго не продлился. Уже в 2022 стало известно, что Олексин оставил бизнес.

Тем не менее на этом послужной список Дмитрия не заканчивается. По данным «Киберпартизан», в его бизнес-портфеле в разное время побывало еще несколько компаний — все, как и полагается непо-бейби, связаны с отцом. Загибайте пальцы:

  • упомянутая ранее фирма «Трайпл», известная скандалом с «растворителями и разбавителями»;
  • гостиничный комплекс «Сябры», который был филиалом «Энерго-Оил»;
  • «Велес Мит» (Молодечненский мясокомбинат) и «Покет-Пак» (Берёзовский комбинат силикатных изделий), которые принадлежали Олексину-отцу.

О личной жизни Дмитрия известно немного. По данным «Киберпартизан», он учился в лицее БГУ, дважды был женат и имеет дочь. Из забавного: в 2011 году снялся в клипе группы «Тяни-Толкай».

Младший сын Олексина, Виталий, еще более скрытный. Помимо компаний «Белнефтегаз» и «Энерго-Оил», ни в каких бизнес-историях замечен не был, о личной жизни информации тоже нет. Известно лишь, что Виталий играл в любительской футбольной лиге Минска за команду «Энерго-Оил», но успехов на этом поприще не добился.

Виталий Олексин. Фото: alfoot.net

Вместе братья Олексины владеют домом в агрогородке Сёмково площадью 655 м². Дмитрию также принадлежат дом в Цнянке на 474м² и особняк на острове Палм-Джумейра в ОАЭ на 600м². Недвижимость в Эмиратах была приобретена в 2013 году за $3,5 млн.

Есть сведения и про автопарки братьев. Дмитрий, похоже, поклонник бренда Mercedes-Benz. По данным «Киберпартизан», он владел четырьмя моделями этой марки. Также на него была записана Mitsubishi Pajero. У Виталия же в гараже были Mercedes AMG и Jeep Wrangler.

Сергей, Владимир и Татьяна Чижи — дети опального олигарха, который судится с ними за бизнес

С конца девяностых и до середины десятых Юрий Чиж был одним из самых успешных и влиятельных бизнесменов Беларуси. Его главный актив, группа компаний «Трайпл», в лучшие времена занимался буквально всем: от нефти до масштабных строек, от ресторанов до окон. Не последнюю роль в этом успехе сыграла протекция Лукашенко. По злой иронии, она же Чижа и погубила.

Юрий Чиж. Фото: Tribuna.com

Первый удар по бизнесу нанесли санкции, которые против предпринимателя и его компаний ввели в 2012 году за финансирование режима Лукашенко. Тогда Чиж переоформил активы на детей, но, по собственному признанию, остался их «фактическим собственником». Это решение, хоть и спасло бизнес в моменте, стало бомбой замедленного действия. Через 20 лет она уничтожит не только империю Чижа, но и его отношения с семьей.

В 2016 удача (читай «Лукашенко») от Чижа отвернулась. Его неожиданно задержали  за «уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере». Бизнесмен признал вину, компенсировал ущерб и, проведя полгода за решеткой, вышел на свободу. Однако вернуться в игру это ему не помогло. Потом Чижа еще дважды задерживали и окончательно отстали от него только в прошлом году. И окончательно ли?

Разбирательства для бывшего «олигарха №1» на этом не закончились. Теперь он судится с детьми, которых у него трое. Все, как образцово-показательные непо-бейби, — в бизнесе, основанном отцом. Только сам глава семейства этому не рад, что и стало причиной разлада.

В интервью «Народной Воле» Юрий Чиж рассказал, что дети «воспользовалась ситуацией», пришли к управлению основной части его компаний и сегодня «категорически не видят» его участия в делах. Свою семью он назвал «бывшей», отметив, что у родственников «не стоит задача развивать бизнес, все идет к тому, чтобы распродать активы, несколько компаний готовят к банкротству» — а сам Чиж этого не хочет. 

Вернуть права на активы бизнесмен пытается через суд, но пока безуспешно. Основанная им империя тем временем распродается на торгах. При этом некоторые предприятия дети все еще контролируют.

Например, старший сын Сергей Чиж (35 лет) заправляет компанией «Данпрод» про производству свинины. В его бизнес-пакете в разное время были и другие связанные с отцом предприятия:

  • та самая «Трайпл»;
  • сеть гипермаркетов «ProStore» и управляющая ею фирма «Простор Трейд»;
  • «Минский завод игристых вин»;
  • «Проперти менеджмент групп», которое реализовывало продукцию Берёзовского комбината силикатных изделий;
  • «КварцМелПром».

Известно также, что Сергей учился в Англии: сначала окончил университет в Лондоне, затем проходил магистратуру в Оксфорде. Почти десять лет он женат. Избранница, по информации СМИ, также из бизнес-семьи: ее отец владеет частной клиникой и имеет активы в области транспорта.

Младший сын Юрия Чижа, Владимир (28 лет), долгое время оставался в стороне от семейных дел, но сейчас контролирует завод «ТрайплФарм», который выпускает антибиотики. 

Сергей и Владимир Чижи. Фото: Tribuna.com

В бизнесе и дочь Татьяна (33 года). По состоянию на конец 2022, она была основной владелецей ресторана-пивоварни «Раковский бровар». До этого работала заместителем директора в элитном фитнес-клубе EVO, который принадлежал ее отцу. Кроме того, ей, похоже, было уготовлено место в многострадальном комплексе «Кемпински», который так и не достроил Юрий Чиж. Судя по его словам, именно для этого Татьяна изучала гостиничный и ресторанный бизнес в Швейцарии.

В собственности у нее — 4-комнатная квартира в столичном комплексе «У Троицкого», известном как «дом Чижа».

Татьяна Чиж. Фото: sociumin.com

Екатерина Смушкович — дочь «кошелька Лукашенко» с хоромами в Австрии

Бизнесмен Николай Воробей — главный нефтяной «кошелек» Лукашенко последних лет. За финансирование режима в 2020 году он попал под санкции ЕС. Это, однако, не мешало его дочери на протяжении многих лет вести роскошную жизнь в Европе.

Николай Воробей. Фото: TUT.BY

Ее зовут Екатерина (35 лет), после замужества она сменила фамилию на Смушкович. Избранником девушки стал гражданин России, долгое время работавший в Австрии. Судя по всему, там они и познакомились, когда Екатерина училась в частном университете в Вене. Свадьбу сыграли в Австрии и семейное гнездо начали вить там же. Помог папа-Воробей.

В 2016 году Екатерина стала владелицей земель в регионе Каринтия на юге Австрии. На территории в 19,000м2 располагались луга, леса, сады и шале на 300 «квадратов». Все это Смушкович получил от отца. Годом позже она купила апартаменты в первом районе Вены: 202м2 за €3 млн.

На момент приобретения недвижимости Екатерина работала на компанию Devana Services, которая занималась привлечением европейских охотников в туристический комплекс «Красный Бор» в Витебской области. Принадлежал он ее отцу Николаю Воробью. 

Екатерина Смушкович (Воробей). Фото: bigbookname.com

Без недвижимости в Беларуси Екатерина тоже не осталась. По данным «Киберпартизан», ей принадлежит квартира в Минске на проспекте Машерова. Площадь — 104,6м2. На родине за Смушкович числятся также два автомобиля: BMW и Mercedes-Benz. Какой автопарк был у нее в Австрии, остается только догадываться.

Европейская сказка закончилась, когда на папу и дочь Воробьев обратили внимание беларусские и европейские расследователи. После разоблачительных публикаций Екатерина попала под санкции Канады. Опасаясь такого же шага со стороны ЕС, она, похоже, решила уехать из Австрии. Сначала продала шале доверенному лицу отца за символические €100, а потом ее муж обновил локацию в линкедин на Дубай. 

Странно, что переехала Смушкович в Эмираты, а не на родину. Она ведь большая поклонница Лукашенко. После выборов 2020 года Екатерина негативно высказывалась о протестах в Беларуси и распространяла петицию «Мызабацьку».

Александ Шакутин-младший — копия отца во всем: от имени до участия в «серых» бизнесах

Александр Шакутин — одна из ключевых фигур в беларусском бизнесе уже много лет. Все это время он крутится в близком окружении Лукашенко: как-то даже ездил к его теще копать картошку. Такая преданность режиму приносит свои плоды. Подконтрольный Шакутину холдинг «Амкодор» уже несколько лет несет убытки, но благодаря займам Лукашенко и деньгам налогоплательщиков продолжает работу.

Александр Шакутин. Фото: smartpress.by

В том же холдинге много лет работает и сын Шакутина — Александр (38 лет). В 2011 он стал генеральным директором «Спамаш Групп», которая входит в группу компаний «Амкодор». В 2018 — попал в Совет директоров «Амкодора». Двумя годами позже — возглавил компанию «Амкодор-Онего» в Карелии. Однако этим бизнес-партнерство отца и сына не ограничилось.

Вместе они управляли компаниями «Логекс» и «Эксимойл». Первая поставляла в Россию цветы, вторая вывозила оттуда нефтепродукты — и обе были уличены в махинациях с налогами, условия для которых создал и продавливал Лукашенко. Оценить доходы от этих предприятий невозможно, потому что их финансовая отчетность была скрыта постановлением совета министров. Но судя по тому, как гордится сыном Шакутин-старший, деньги были хорошие.

«Я мало посвятил времени воспитанию сына, но восхищаюсь, каким он вырос: человеком, за которого мне никогда не было стыдно и, думаю, не будет. Я знаю, что он никогда не выйдет за рамки общечеловеческих норм: ни в приеме спиртного, ни в курении, ни в отношении к людям, ни по отношению к работе, жене, детям, обществу», — говорил Шакутин в интервью.

У Александра-младшего есть открытый профиль на фейсбуке, но ведет он его не особо активно. На опубликованных фото, однако, видно, что у него есть маленький ребенок.

Александр Шакутин младший. Фото: TUT.BY
Ранее

Чтобы получить посылку на почте, больше не понадобятся документы 

Далее

Беларусские демсилы вместе с сеймом Литвы готовят заявление по «литвинизму»

Читайте далее