Ученые поставили точку в дискуссии, где зародился Минск. Об этом сообщил БЕЛТА заведующий центром археологии Беларуси Института истории НАН Алексей Авласович.
«Велась научная и общественная дискуссия на тему того, что является отправной точкой в формировании будущей столицы независимой Беларуси: место слияния Свислочи и Немиги либо место, где ручей Дунай впадает в речку Менку. Мы знали, что в XI веке существовало два поселения и там, и там, оба укрепленные, но не был понятен их статус, как они соотносятся друг с другом. И только археологические исследования нам показали, что для конца X — первой половины XI века это были несопоставимые величины. В этот период на Менке был настоящий город с великолепной материальной культурой, а на Немиге хоть и было поселение, но ничего подобного не было», — рассказал Алексей Авласович.
На Менке археологи ряд значимых артефактов конца X — первой половины XI века.
«Великолепные поясные наборы показывают присутствие здесь дружинников. Обнаружены и письменные принадлежности. Найдено также несколько донцев горшков с клеймами княжеского трезубца Изяслава — старшего сына Владимира и Рогнеды. Это показывает здесь присутствие княжеской администрации и в целом расширение границ Полоцкого княжества. Получается, что здесь был один из значимых южных городов на Полоцкой земле, в то время как на Немиге в первой половине XI века ничего подобного не было. Там действительно было поселение, но таких статусных вещей там на это время не наблюдается», — отметил ученый.
Далее произошло летописное сражение 1067 года, когда князья Ярославичи приступом взяли древний Менск. «И мы видим, что начиная с середины XI века и уже тем более в XII веке на Менке более скудные находки. То есть город затухает. А на Немиге, напротив, вторая половина XI века и XII век просто фонтанируют статусными вещами.
Так что мы можем поставить точку в этой дискуссии. Было два поселения. Однако Минск зародился именно на Менке. А дальше произошел перенос духа города на Немигу уже при Глебе Минском», — Авласович.