В Могилеве 21 марта пройдет XV международный театральный фестиваль «Март Контакт». И состоять «международник» будет только из выступлений Беларуси и России. Остальные театры отказались от участия. В общем, подготовили для вас грустную историю и мини-интервью с бывшим актером театра.

Ликбез

«Март Контакт» — международный театральный форум, который проходит в Могилеве с 2006 года. Обычно количество стран-участниц составляло около 10 (в их числе Украина). На месяц в Могилев съезжалась добрая часть беларусской театральной тусовки, и смотреть на театры других стран людям было жутко интересно. Но после протестов 2020 года количество участников форума резко снизилось.  В 2021 году вместо «Март Контакта» сделали «театральную неделю» с гастролями только беларусских театров. А в новом «Март Контакте-2022» остались только Россия и Беларусь.

Неужели только из-за политики?

«Этот колхозный треш не может создать не херню». Именно с этого начался наш диалог с одним из театралов, когда он узнал о новом формате фестиваля.

Дело в том, что с 2020 года из театра вытравливали всех, кто хоть как-то проявлял свою гражданскую позицию. Таким образом, театр лишился директора Андрея Новикова, при котором «Март Контакт» и стал настолько популярным.

Петиции и видеообращения сотрудников театра не спасли ситуацию. Коллектив остался неуслышанным. А когда в театре сменилось руководство, видео удалили.

Почему 2022 — худший театральный?

Вчера Могилевский драматический театр в своих соцсетях заявил, что в 2022 году в «Март Контакте» будут участвовать только 4 страны. Помимо Беларуси и России театр анонсировал присутствие Молдовы и Армении.

Однако чуть позже появился новый пост с информацией о том, что Молдова и Армения «не приедут на форум по независящим от нас (театра) причинам».

Напомним, что с конца февраля Молдова начала принимать беженцев из Украины. А Армения отказалась признавать ЛНР и ДНР независимыми.

Теперь «международный форум» состоит только из двух стран.

Театр под знаком Z

В числе российских участников «международного театрального форума» оказались Смоленские и Брянские ребята.

В профиле во «ВКонтакте» смоленский театр добавил себе на аватарку букву «Z», которую кто-то неумело сфотошопил из георгиевской ленточки. А 8 марта они выложили пост с текстом «Наступила Русская Весна», под которым была иллюстрация «Zа мир». Такие посты театр выкладывал и раньше. Разве что подписи отличались:  «Мы гордимся Россией! Мы гордимся своей страной! И #СвоихНеБросаем никогда, потому что #МыВместе!».

Аватарка смоленского театра во «ВКонтакте»

Театр под девизом «да войне»

Два дня назад брянский театр запостил слова российского композитора Алексея Рыбникова, который поддержал войну России с Украиной. Три дня назад театр заявил, что «русскую культуру хотят отменить», в начале марта опубликовал видео в поддержку российской армии, а в конце февраля актер театра Иосиф Камышев лично поддержал российскую агрессию:

«Наш президент опять взял весь удар на себя. Я поддерживаю Владимира Владимировича Путина. Надо выкорчевать всю эту коричневую чуму».

Единственный театр, который не высказывается на тему войны  «Коляда-театр» из Екатеринбурга.

Театр: когда мы их приглашали, они такими еб****ми не были

Когда наш подписчик отметил театр в Instagram-сторис со словами «у вас все хорошо?», с аккаунта театра ответили: «Когда мы их приглашали, они такими еб****ми не были».

Отметим, что официальный аккаунт театра в Instagram ведут сами работники театра.

Скриншот переписки с могилевским драмтеатром в Instagram

Мини-интервью о чистках с бывшим актером драмтеатра

Мы поговорили с бывшим актером могилевского драматичекого театра Андреем Корзаном и попросили его рассказать о политических чистках и остальных факторах, которые привели к такому провалу, который мы имеем сейчас.

«Пиковая дама» в могилевском драмтеатре. Фото Алины Белясовой

— Политические чистки в театре действительно были?

— Можна казаць, што так. Яны былі. Калі зволілі дырэктара, нейкі час быццам бы ўсе было нармалёва. Усе заставаліся на сваіх пасадах. Але потым зволілі Волю Семчанка (кіраўнік літаратурна-драматургічнай часткі). Ей давалі нейкія неверагодныя заданні, каб знайсці прычыну звальнення.

Потым ўсіх пачалі звальняць. Канешне, не быццам: «Ты нам не падабаешься, мы цябе звальняем». Яны знаходзілі нейкія юрыдычныя прычыны. Цi даводзілі да такога стана чалавека, што ён сам пісаў заяву. Так зышла ўся вярхушка. І заўтрупы, і адміны, і юрыст, і інжынер, і замдырэктар. Зразумела, што новае кіраўніцтва прытрымліваецца улады і падтрымлівае яе (не ведаю, наколькі моцна, не пытаўся).

Что поменялось с приходом нового руководства?

Прыйшлі людзі, якія не ведаюць, што ім рабіць. Здаецца, у іх не было ніякага плана. І калі раней рабілі па 10 спектаклей за сезон, зараз над адным працавалі паўгады. Мне было вельмі цікава, калі падпісалі паперкі на «Калігулу», зацверзділі ўсе, потом вырашалі пераносіць, потым казалі, што няма грошаў, а потым зрабілі херацень, а не дэкарацыі.

— А что насчет «Март Контакта»? Как изменился он при «новой власти»?

Раней на март кантакце была вялізарная міжнародная праграма і можна было паглязець на спектаклі. Раней былі знакамітыя рыжыссеры. І не абавязкова знакамітыя. Усе роўна глядзіш і бачыш: тут цікава, а калі так павярнуць, можна і так выкарыстоўваць гэту пляцоўку. А калі гэтага не бачыш, сядзішь у сваім балоце з галавой, і табе нармальна быццам. Але калі есць нешта новае, гэта як глаток свежага паветра. І поўныя залы, шмат людзей, і тады жыцце пачынаецца. Гэта было раней.

А зараз цяжка назваць форум «міжнародным». Гэта ж саюзныя дзяржавы. Не ведаю, у чым тут міжнароднасць. Ужо не той фармат. У тым годзе быў тэатральны тыдзень, але быў только беларускі тэатр. І узровень слабы, таму што мала у Беларусі рэжысераў, якія робяць нешта сапраўдна таленавітае.

Калі быў бы іншы дэрэктар, ен бы таксама мала чаго мог зрабіць. Таму што шмат нармалевых рэжысераў ўвайшлі ў чорны спіс, не ведаю, афіцыйны або не, і ім забараняецца ставіць спектаклі ў Беларусі. І тут ты мала чаго можаш зрабіць у дадзены момант.

Няма высноў у ўсім гэтым. Не ведаеш, што будзе заўтра. І выснова пад пытаннем. Як кажуць сур’езныя дядзькі, трэба рабіць тое,што мы можам рабіць. Рабіць, рабіць і марыць.

Ранее

ВОЕННЫЙ ДАЙДЖЕСТ: УТРО 19 МАРТА

Далее

Родина партизан: хроники рельсовой войны 21 века

Читайте далее