В последние годы Беларусь стала центром мирового экстремизма. По крайней мере, так решили власти страны. Каждую неделю они ставят клеймо «экстремизма» на десятки человек и ресурсов. Причем конвейер этот только набирает обороты: теперь врагами государства становятся обычные люди с парой подписчиков.

«Маланка Медиа» изучила список «экстремистов» и на примерах показывает, насколько абсурдной стала борьба с инакомыслием в Беларуси.

О чем этот текст

Каждый декабрь Оксфордский словарь выбирает слово года. В прошлый раз, например, таковым стало «rizz». Им описывают человека с чувством стиля, шармом и харизмой. Если бы слово года выбирали в Беларуси, то последние несколько лет победитель был бы неизменным — «экстремизм». По частоте упоминаний ему точно нет равных. Люди, телеграм-каналы, страницы в инстаграме и фэйсбуке — судебный конвейер клеймит «экстремистами» все подряд.

Оцените масштаб: только в прошлом месяце «экстремистскими» были признаны 117 материалов, а с начала года — больше 900. А ведь репрессии продолжаются уже четыре года, то есть счет «экстремистских» ресурсов идет на тысячи. Откуда ж их столько? Что это за материалы? И почему они все никак не закончатся?

В поисках ответов журналисты «Маланка Медиа» проштудировали республиканский список «экстремистских материалов» — и поразились. «Экстремистами» теперь признают как тикток-аккаунты с двумя подписчиками, так и страницы на фэйсбуке с одной публикацией. Причем часто даже понять нельзя, за что материал попал в немилость. 

Чтобы показать всю абсурдность информационной зачистки, которую развернуло беларусское государство, мы собрали список «неожиданных экстремистов». Это не сайты независимых медиа, не аккаунты демсил в соцсетях, не протестные телеграм-каналы — а профили обычных людей в тиктоке, фэйсбуке, вконтакте и на других платформах. Возможно, на некоторые из них вы даже подписаны. А может, они принадлежат вам самим. Мы серьезно. Во время работы над этим материалом мы узнали, что «экстремистским» признан личный тикток проджект-менеджерки «Маланка Медиа». Она об этом даже не догадывалась.

Тикток

Начнем с соцсети, за которую власти взялись относительно недавно. Впервые тикток аккаунт признали «экстремистским» в конце июля 2021, но активную кампанию репрессий развернули в 2022. Сейчас «экстремистскими» признаны больше 300 тикток-профилей — и многое в этом списке вызывает нервный смешок.

Обратимся к недавнему. В середине июня Крупский районный суд признал экстремистским тикток-аккаунт с ником macahon. Причины решения не разглашаются: наша судебная система уже давно не считает, что она должна как-то объясняться перед гражданами. Назвали «экстремистом» — это теперь твой крест, и никаких вопросов здесь быть не может. Но мы ими все же задались.

Оксфордский словарь определяет «‎экстремизм» как «‎политические, религиозные и т.п. идеи или действия, которые являются экстремальными и ненормальными, неразумными или неприемлемыми для большинства людей». Что же из этого беларусские силовики увидели в тиктоке macahon?

На аватарке — фигурка зеленого динозавра. Ненормально? На счетчике подписчиков — 99. Неразумно? В ленте — пусто. Неприемлемо?

Профиль macahon

Допустим, весь контент автор удалил. Посмотрим на тиктоки, которые он репостил. Последнее видео датировано июнем 2023. Там — подростковые страдания о любви. Остальные тиктоки на ту же тему. Ванильные цитаты, фото смазливых мальчиков, грусть, тлен и «все сложно». Не самый воодушевляющий контент, конечно, но клеймить его «экстремистским» — это все-таки перебор. Или в Беларуси ввели запрет на грусть и страдания, так что любое уныние теперь преследуется? Покопались в законах и ничего такого не нашли. Зато увидели беларусское определение экстремизма. Как вы можете догадаться, от версии Оксфордского словаря оно отличается.

В реалиях РБ «экстремизм — это деятельность по планированию, организации, подготовке и совершению посягательств на независимость, территориальную целостность, суверенитет, основы конституционного строя, общественную безопасность Беларуси».

Каким же образом, интересно, macahon с его 99 подписчиками собирался шатать Беларусь? В ленте репостов этого профиля можно найти видео в поддержку Украины в войне — неужели этого достаточно для того, чтобы получить от государства клеймо, за которое грозит тюремный срок? Да. И в этом весь ужас.

Репосты профиля macahon

Информационное противостояние настолько обострилось, что пленных уже не берут. Ты либо беспрекословно поддерживаешь государственную политику, либо смиряешься с ней и не высовываешься — либо становишься врагом народа. Никакого инакомыслия, даже в тиктоке.

Подтверждение тому — еще один любопытный «экстремистский» тикток, с игривым ником «дивная тигра 13». Четыре видео и 79 лайков — несомненная угроза национальной безопасности Беларуси. А как иначе, если на аватарке профиля бело-красно-белые и сине-желтые сердечки, а последнее опубликованное видео — карикатура на Путина. Не важно, что на нем всего 500 просмотров, а на аккаунт подписан 21 человек. Чтобы стать «экстремистом», теперь не нужно быть публичным или иметь большую аудиторию — сердечек «неправильных» цветов достаточно.

Профиль divnajatigra13

Вот, например тикток под ником sofiakoyan. Две тысячи подписчиков, видео набирают несколько сотен просмотров. В них авторка показывает свою жизнь: путешествия, хобби, учеба. Лайкать и репостить это опасно, потому что суд Борисовского района признал аккаунт sofiakoyan «экстремистским». Случилось это 6 сентября. Для понимания абсурдности ситуации: в тот день девушка запостила забавное видео, в котором жаловалась, что не любит ходить на каблуках. «Экстремистский» статус ей, скорее всего, присвоили из-за бело-красно-белых сердечек в описании профиля.

Профиль sofiakoyan

А вот тиктокерша Катя, которая постит видео с котиками и свои селфи, редко набирая больше сотни просмотров. Как вы могли догадаться, тоже экстремистка. Скорее всего, за тикток «Зеркала», который она скачала и залила в свой профиль. В видео рассказывается о школьнице, которая покрасила волосы в розовый и получила нагоняй от учительницы, — никакой политики. Интересно, что видео с госканалов Катя у себя тоже размещала, но от репрессий это ее не уберегло.

Профиль user4578363595545

И еще несколько тикток-аккаунтов из списка «экстремистских», чтобы проиллюстрировать маразм информационной зачистки в Беларуси:

Фэйсбук

За эту соцсеть активно взялись в 2021. Первыми «экстремистскими» аккаунтами признали профили Андрея Стрижака, главы BYSOL, и Алексея Левончика, руководителя By_Help. Сейчас этот статус имеют примерно 250 групп и личных страниц.

Среди «экстремистских» — профиль Ивана Монтика, беларусского айтишника, соснователя SOFTSWISS. В его фэйсбуке нет буквально ничего, кроме шапки профиля, краткой информации о себе и аватарки. К последний, наверное, и возникли претензии у силовиков. На фото Монтик в белой рубашке стоит у белой стены и кусает красный перец — получается бчб. Нехорошо.

Профиль Ивана Монтика

В «черном списке» и аккаунт некоего Александра Казаровца из Новополоцка. В друзьях у него 164 человека, на стене — их поздравления с днем рождения. Угроза безопасности Республике Беларусь налицо.

«Экстремисткими» признали целый ряд эмигрантских групп: «Беларусы Беластоку», «Беларусы ЗША. Разам лягчэй», «Belarusians in Austria», «Беларусы ў Кракаве», «Беларусы ў Рызе / Белорусы в Риге». В конце августа этот список пополнили «БелАрусы в Германии». Некоторые подписчики паблика об этом, похоже, не в курсе: планируют поездки в Беларусь и спрашивают совета, как это сделать безопасно. У нас плохие новости.

ВКонтакте

Люди, до сих пор сидящие ВКонтакте, в принципе отчаянные ребята, а те, кто делает это в статусе «экстремиста» — тем более. Таких, надо отметить, немало. «Экстремистскими» сегодня признаны около 300 личных страниц и сообществ. В основном, это аккаунты известных персон — например, Ольги Карач и Андрея Стрижака. Но есть и непубличные люди, которые почему-то попали под горячую руку силовиков.

К примеру, Ленка Черных — женщина из Борисова. Постит фото с мужем, рассказывает о работе и хобби, на «неправильные» паблики не подписана. За что эту страницу два года назад признали «экстремистской», представить сложно. Какую опасность для государства представляет Ленка и ее 260 онлайн-друзей — тоже. Аккаунт, кстати, не умер: последний раз в него заходили неделю назад.

Функционирует и группа «Печать фотографий Борисов», которую признали «экстремистской» в 2022. Работники делали бело-красные рамки для фото, косвенно осуждали войну в Украине — и за это, похоже, поплатились.

Среди свежих «экстремистов» — паблик беларусской википедии ВКонтакте. «Черную метку» на нем поставили в этом году, хотя последний пост там публиковали в 2022. 

Самый крупный «экстремистский» паблик — «АВТОРЫНОК БЕЛАРУСЬ». В нем 70 тысяч подписчиков и огромная активность: десятки постов почти каждый день. То ли админы не в курсе статуса их проекта, то ли совсем не думают о безопасности подписчиков. Если вы состоите в этой группе, рекомендуем отписаться.

Одноклассники

Думаете, что эта соцсеть давно никому неинтересна? Силовики с вами поспорят. Около 200 профилей и групп в «Одноклассниках» признаны «экстремистскими». 

Самый интересный персонаж — некто Виктор Лагодюк. На аватарке он красуется в футболке с огромной буквой Z, а внизу — подпись «Люблю Россию!» Еще и бывший военный: если верить информации на странице, служил в Печах. Казалось бы, идеальный гражданин Республики Беларусь, но нет, очередной «экстремист». Тот же статус у страницы Анны Федоронок. Она — противоположность Виктора. Поддерживает Украину, высмеивает Лукашенко и других диктаторов. Ничего общего в профилях Анны и Виктора нет, но они оба — «экстремисты». Лишнее подтверждение, что статус этот вешают на кого попало и логики в действиях режима нет никакой.

Профиль Виктора Лагодюка

Из забавного: «экстремистской» признана группа «Наталья Качанова». К чиновнице паблик отношения не имеет.

Инстаграм

Аккаунты в этой соцсети чаще всего признают «экстремистскими» — таких сейчас около 500. «Неожиданных» среди них нет: это профили независимых медиа, активистов, демсил, журналистов и гражданских инициатив. Тут интересна динамика. Если поначалу клеймо «экстремистов» власти лепили только на популярные аккаунты с большим числом подписчиков, то недавно начали масштабную зачистку. Например, «экстремистскими» признали инстаграмы психолога Ольги Величко (472 подписчика).

Сайты

«Экстремистскими» признают не только аккаунты в соцсетях. 73 сайта тоже имеют такой статус. В большинстве своем это независимые медиа, структуры демсил и гражданские инициативы. Но есть интересное исключение — веб-страница, на которой размещены личные данные капитана милиции Хвесюка Андрея Витальевича. Этот слив признал «экстремистским материалом» суд Ленинского района Бреста. Догадайтесь, где работает капитан Хвесюк. Правильно, в РОВД Ленинского района Бреста.

Видимо, капитан хотел спрятать слив, но случился «эффект Стрейзанд» — ситуация, когда попытка удалить информацию привлекает к ней еще больше внимания.

Пользуясь случаем, расскажем о «служебных подвигах» Андрея Хвесюка. В августе 2020 он избивал протестующих, а потом подавал в суд на тех, кто плохо отзывался о нем в в соцсетях. Один из таких доносов отправил человека на два года «химии».

Вместо выводов

На первый взгляд эти истории кажутся анекдотическими: аккаунты с двумя подписчиками, тиктоки с котиками и бело-красными сердечками вряд ли способны угрожать государственной безопасности. Но если присмотреться, становится жутко. Главная цель «экстремистских законов» — это не борьба с идейными врагами, а желание держать людей в напряжении. Это напоминание каждому беларусу: государство тебя видит, и никакая мелочь не останется без внимания. Даже безобидная активность в интернете может превратить тебя в «экстремиста», то есть потенциально отправить в тюрьму. Страх перед преследованием постепенно становится нормой, а возможность выражать свои мысли — роскошью. И в этом, возможно, кроется самая большая опасность для беларусов.

Ранее

Belarus Women’s Foundation признали экстремистским формированием

Далее

Карпенко: в Беларуси могут изменить избирательное законодательство

Читайте далее