14 октября на YouTube-канале «Осторожно, Собчак» вышло новое интервью с бывшим редактором НЕХТА и пропагандистом Григорием Азарёнком. В нем Протасевич высказал свои претензии к демократическим силам, рассказал о «профессиональности» Азарёнка и признался, за что ему было обидно после задержания. Примечательно, что некоторые сцены вырезаны из видео, как будто Протасевич сказал что-то «неправильное». «Маланка» собрала самое важное из практически 3-часового интервью.
О претензиях Протасевича к «демсилам»: «Моим именем бы назвали какой-то переулок в райцентре европейском, а дальше что?»
Собчак начала ролик с того, что все люди из России и Беларуси — «немного Роман Протасевич» и такая история может произойти с каждым. Также она отметила, что люди в подобных случаях обычно ожидают от других проявления героизма.
«Прежде всего, все образы о том, что нужно героически сопротивляться, слать всех на три буквы, на допросах молчать как партизан… Все это на самом деле почему-то активнее всего используется людьми, которые боялись отсидеть даже административный арест», – говорит Протасевич.
По его словам, большое количество людей уехали из Беларуси, когда им грозило максимум 15 суток ареста. И именно ими, уверен Протасевич, популяризируется тема беларусского «героизма» и нарратив о том, что нужно «сражаться до последнего»:
«Рассказывают, как правильно страдать, как правильно бороться. Но почему-то они делают это, строча гневные комментарии, а не показывая на своем примере, как это должно быть. Я скажу, что я бы получил максимальный срок, лет 25, я бы получил свою минуту славы от оппозиции и оппозиционных медиа о том, какой я герой, что мне присвоен статус политзаключенного, что вот моим именем назвали переулок в каком-то райцентре европейском, а дальше что?»
Чуть позже Протасевич в интервью снова затронет эту тему:
«Почему-то считается, если человек попадает в мясорубку, он должен слать всех на***, от чего-то отказываться и идти на какие-то жертвы. Каждый политзаключенный хочет сидеть до последнего и от всего отказываться? Это говорят люди, по странной иронии, которые бежали от этого (ред. – от тюрьмы). Но при этом создают образ, что каждый, кто попал в тюрьму из-за политических событий, должен быть страдальцем, героем и бороться до последнего».
Как настроен рабочий класс в 2024 году: что изменилось с 2020-го
Собчак считает, что в 2020 году для россиян было удивительно видеть протесты на беларусских заводах. Ведь россияне видели, как Лукашенко пытался сохранить предприятия. И даже для самого Лукашенко, по словам Собчак, вероятно, было обидно видеть огромные толпы недовольных заводчан на митингах. Она спросила у Протасевича, как изменилось мнение заводчан за 4 года.
«Действительно, в 2020 году что только не происходило. Да, это было массово, были различные предприятия, различные идеи. Вы, Ксения, даже не представляете, сколько идей приходило в различные боты… Народного творчества было выше крыши. Важно понимать, что с той поры прошло время. Кто-то уехал, кто-то оказался в местах не столь отдаленных, кто-то вовремя понял, что нужно притихнуть, не без этого. Здесь конкретно, на предприятии, где я работаю, люди новости смотрят, читают, но нет уже, наверное, и близко того, что было в 2020 году», – ответил Протасевич, согласившись с Собчак с тем, что у заводчан произошло «некое смирение».
Протасевич о бывших коллегах: «мне было обидно»
Роман Протасевич сказал в интервью Собчак, что стал сотрудничать с пропагандистами ради своей бывшей девушки Софии и себя.
«Я считаю, что я сделал все правильно. Конечно, есть тяжелые моменты. Особенно в плане того, что какие-то мои бывшие коллеги и особенно люди, которых я хорошо знал, пишут про меня огромное количество гадостей, не имеющих отношения к реальности», – жалуется Протасевич, добавляя, что он не может на это ответить в полной мере.
«Мне было обидно. Я писал на самом деле, писал, а потом отправлял в топку тысячи огромных текстов на этот счет», – говорит Роман, но отмечает, что уже прошел этот этап.
По словам Протасевича, ему также было обидно из-за нарратива о том, что он «всех сдал».
Отношение силовиков к Протасевичу и вырезанный ответ
В этом блоке интервью, как и в нескольких других, Протасевич повторяет, что пошел на сотрудничество с пропагандистами ради спасения себя и Софии. Собчак спросила его, как к нему относились при задержании и во время допросов. Протасевич отвечает, что хорошо и «по-человечески».
«Без какой-либо ненависти, агрессии, идеологической ненависти, что ты вот наш противник, значит хана тебе. Я такого не встречал. Просто нормально, по-человечески общался с людьми. Я не скрываю, что во многих случаях к людям действительно могло применяться насилие. До…», – вспоминает Роман, а затем фрагмент интервью, где он задел тему насилия над политзаключенными, резко сменяется на следующий вопрос Собчак.
Спасение Софии Сапеги: то, о чем нельзя говорить
Собчак попросила Протасевича объяснить, почему он считает, что «спас Сапегу».
«Я бы, может, и хотел рассказать, но я не могу вдаваться в подробности по понятным причинам», – отвечает Протасевич.
Роман добавил, что адвокаты Сапеги устроили «травлю» против него, чтобы ее обелить.
«Из нее строили абсолютно невинную девочку, которая попала под горячую руку при задержании», – объясняется Протасевич.
Как Протасевич подружился с Азарёнком
Собчак сказала, что в первом интервью с Азарёнком Протасевич выглядил как «опущенный», и выразила ему свое сочувствие. Протасевич вспомнил, что перед эфиром с Григорием Азарёнком между ними чувствовалось напряжение.
«Мне кажется, наверное, для меня это было в большей степени как прожарка прям», – смеется Протасевич, добавляя, что он очень спокойно к этому относился.
Собчак напомнила Протасевичу о том, что Азарёнок расстроился, когда Протасевича помиловали. Она удивилась тому, что сейчас Протасевич и Азарёнок выглядят как лучшие друзья, будто «еще чуть-чуть, и пиво пойдете пить».
«Пока до такого не дошло. Посмотрим, что будет в будущем. По общению могу сказать, что он абсолютно спокойный и рассудительный человек, что разнится с тем образом, который он создал себе на экране», – комментирует Роман слова Собчак.
В этом блоке интервью тоже есть неудачная монтажная ошибка — вырезанный кадр после того, как Протасевич говорит о недоверии к нему со стороны пропагандистов.
«На самом деле много было мнений о том, что я опасен для общества, что меня надо по жизни изолировать, что я опять что-нибудь устрою, окей…», – говорит Роман, после чего кадр обрезается, что можно понять по остаточному звуку на следующем кадре.
Знакомство Собчак с Азарёнком
Когда в студию вошел Азарёнок, Собчак также призналась ему, что первое интервью Григория и Романа было странным:
«Я прям видела, как вы были недовольны, что он сидит в этой студии, вы прям не смотрели на него. Было ощущение, что вас практически заставили с ним говорить. А сейчас, я смотрела последнее интервью, вы там прямо как Бивис и Батхед».
В ответ на это Азарёнок начал рассказывать о Сталине, который ходил на пьесу Булгакова «Дни Турбиных» о побежденных белогвардейцах. Григорий сказал, что в 2020 году Протасевич был врагом, а сейчас он побежден.
«Беларусь идет дальше. Роман занимает в нашей медийной среде свое место, свою повестку, свою нишу», – отвечает Азарёнок, хваля работу Протасевича.
Также пропагандист обвинил Собчак в том, что она «активно участвовала» в свержении Лукашенко. Однако потом заявил, что Лукашенко и Беларусь все же победили всех врагов.