Беларусские подразделения на границе с Украиной ждут отмашки, чтобы войти. Путин давит на Лукашенко, которому становится всё сложнее увиливать от ответственности. А нас продолжают уверять, что беларусская армия – угроза для всех, кто вздумает напасть на нашу страну (по крайней мере так говорит Лукашенко). Но так ли это на самом деле?

Предоставленной для войны территории нашей страны, охраняющей мифический “удар с тыла”, уже недостаточно. Судя по сведениям Генштаба ВСУ, на бумаге всё готово к тому, чтобы Беларусь вошла в Украину.

Тем не менее, судя по тому, в каком состоянии реально находятся наши и без того немногочисленные Вооружённые силы, Украине бояться нечего:

“Из десяти единиц боевой техники только две рабочие, – рассказывал бывший командир взвода внутренних Максим Денисевич “Белсату” ещё в феврале. – В случае выполнения каких-то задач, кажется, половина этих машин просто не доедет до цели”

Бывшие беларусские военные в первую очередь отмечают плохое состояние техники. На сегодня формально в арсеналах вооруженных сил порядка 1600 танков, 2500 бронированных машин и 1490 артиллерийских систем. Однако почти вся эта техника — наследство ещё Советского Союза (примерно так же было и в Украине на начало 2014 года).

По словам военных, всё настолько старое, что запчастей для таких машин уже просто-напросто не найти

Проблема как беларусской, так и российской армии в победе пиара и коррупции над всем остальным: машины ремонтируют только для участия в праздничном параде. Рассказы бывших военнослужащих больше напоминают печальное перестроечное кино нежели то, что нам показывают по телевизору на 9 мая. 

“Каждый патрон в армии – на учете. И если патрон случайно затеряется на учениях, то будет долгий разбор. Поэтому перестраховывались и стреляли меньше, чем было необходимо”. — Вот один из примеров, рассказанный военнослужащим.

Ещё немного о пиаре

 Сегодня Министерство обороны публикуют видео под хэштегом «#армия_твоей_страны», в которых рассказывается о различных аспектах военной службы. Вот, например, видео будней курсантов Военной академии, совершающих марш-бросок.  Отмечается, что “учеба курсантов не похожа на типичные будни студентов вузов”. В данном случае помимо имиджа Вооруженных Сил преследуется цель повышения имиджа обучения военному делу в общем, с чем, очевидно, существуют определенные проблемы после августа 2020 года. 

Вообще ныне вооруженные силы Республики Беларусь – это два оперативно-тактических командования (Западное и Северо-Западное), которые включают 3 механизированные, 2 мобильные (десантно-штурмовые), 1 – спецназа, 2 ракетные, 5 артиллерийских, 2 зенитно-ракетные бригады сухопутных войск, 3 авиабазы, 5 зенитно-ракетных и 2 радиотехнические бригады ВВС и ПВО.

Что касается комплектования, то оно смешанное и армия формируется как за счет солдат срочной службы, так и за счет контрактников. Призывной возраст в стране – с 18 до 27 лет. 

Однако бывшие военные утверждают, что боевая подготовка у солдат проводится часто только на бумаге, для отчета

А вот что происходит на самом деле:

“Вместо настоящих занятий боевой подготовкой солдаты метут листья, рисуют бордюры, очищают снег. Только если раз в полгода приедет какая-то проверка – и то не факт, что она приедет, – тогда происходит даже не боевая подготовка, а демонстрация боевой подготовки”

Для сравнения: в отличие от беларусских, украинские действующие войска имеют боевой опыт. Ещё до войны на подготовку армии Украины тратились значительные (по сравнению с началом 2010-х) средства, а в обучении принимали участие инструкторы стран НАТО. Тем временем наши солдаты и офицеры не имеют никакого боевого опыта – даже участия в миротворческих кампаниях ООН. 

Украинские войска также имеют новые средства разведки и целеуказания: это и массовые (а не единичные) современные беспилотники, и радары артиллерийской разведки. Кроме того, Украина получает разведывательные данные от союзников из НАТО. Новые средства разведки и целеуказания для артиллерии дополнены новыми высокоточными боеприпасами украинского производства.

Но даже если бы Беларусь обладала великолепной модернизированной военной техникой и прекрасно подготовленными солдатами, остаётся главный момент — мотивация (вернее, её отсутствие у беларусов) и отношение власти к людям как к расходному материалу. Мы уже видели, насколько деморализованы и разбиты российские военные, многие из которых, если верить словам пленных, “просто ехали за колонной” даже не зная, что им предстоит убивать соседей. Что уж говорить о нашей армии, где уже, несмотря на серьёзную идеологическую работу, есть случаи дезертирства — никакая пропаганда не объяснит солдатам, зачем и ради чего (или кого) им нужно взять в руки оружие и пойти убивать мирных граждан либо — наиболее вероятный сценарий — быть убитым и остаться гнить в украинском поле, потому что мёртвые тела Родине не нужны.

Во всей этой ситуации не помогут даже микроскопические поставки современной техники из России. Так, например, 23 ноября 2020 года министр обороны Беларуси Виктор Хренин в интервью телеканалу “Беларусь-1” заявил, что уже заключены контракты и в будущем году для вооруженных сил страны, наряду с продолжением поставок истребителей Су-30СМ, в России будет закуплена первая партия из четырех вертолетов Ми-35М. Правда, тогда поставки как второй партии истребителей, так и боевых вертолётов были плавно перенесены на 2022 год.

Поэтому и заявления Лукашенко о планах купить у России почти всю технику с учений «Союзная решимость» являются примерно тем же, что и речь о возобновлении ядерного статуса страны.

Ведь каким ещё образом, если не в кредит, могут вестись все эти военные закупки? 

В целом, военные эксперты оценивают боеготовность армии Республики Беларусь и ее состояние как удручающее. Единственная возможность резко увеличить боеготовность беларусской армии — полная интеграция в состав вооруженных сил Российской федерации.

Ранее

Лукашенко созвал совещание по работе государственных СМИ

Далее

Беларусы в Вильнюсе празднуют День Воли: фоторепортаж

Читайте далее