Экономист Ярослав Романчук в эфире «Горячего комментария» на YouTube-канале Malanka Media рассказал, почему Лукашенко решил поднять пенсии, как это повлияет на экономику Беларуси и стоит ли ожидать позитивных изменений в социальной политике в 2025 году.
Лукашенко поднимает пенсии с 1 ноября. Как это повлияет на экономику?
«Обещать — не значит жениться. Обещать во время предвыборной кампании — не значит выплачивать. Даже если ты обещал и начнешь выплачивать, можно всегда составить методичку или регламент, по которым получателями будут далеко не все», – предупреждает экономист.
По словам Романчука, сейчас Лукашенко «бьет по эмоциям». Он заявляет о помощи многодетным семьям, пенсионерам, показывает озабоченность семейным капиталом.
«Все для того, чтобы в очередной раз повесить лапшу на уши перед выборами, чтобы эти категории населения сказали: «Да, конечно, мы жили не очень хорошо, но нам за горизонтом маячит дополнительное…» Дополнительное что? Если бы наши уважаемые иждивенцы и получатели пенсий понимали, что в Беларуси заработная плата меньше, чем минимальная зарплата в странах даже Центральной и Восточной Европы; если бы они сравнили пенсии, они бы убедились, что вся эта катавасия с выплатами во время политической кампании — обман, перекладывание из одного кармана в другой. Даже через инфляцию Лукашенко забирает у этих людей, особенно малообеспеченных, больше, чем добавит во время кампании», – уверен Романчук.
Как «подарки» от Лукашенко повлияют на экономику?
Романчук напомнил, что бюджет нашей экономики в 2024 году составляет примерно 70-72 млрд долларов. Размер нашего республиканского, местного бюджета и пенсионного фонда— 23-25 млрд долларов.
«23–25 миллиардов долларов — это деньги, которые, как показывает практика, Лукашенко постоянно делит примерно в одних и тех же пропорциях: там и пенсионные деньги, и социальные выплаты… Понятное дело, тут и милиция, и органы госуправления себя не обделяют, и госпрограммы. Поэтому, когда нет протеста, нет четкого спроса или запроса, требования повышать заработную плату, Лукашенко особо не парится. Он может три-четыре года ничего не делать, формально что-то повышать для пенсионеров или социально уязвимых слоев населения, а потом взять за два месяца до даты самоназначения и сказать: «Ну, нате вам еще дополнительные вещи»», – объясняет экономист.
Беларусы станут жить лучше в 2025-ом году?
По словам Романчука, Лукашенко в первую очередь заботится о своем благосостоянии, затем о ближнем окружении, затем о тех, кто обеспечивает его экспортные и импортные потоки. Бюджетники, уверен экономист, его волнуют в последнюю очередь.
«Бюджетники, которых большинство в Беларуси, как раз являются самой уязвимой категорией. Если есть немного больше денег, если Россия дает кредиты или мы зарабатываем на экспорте сырьевых ресурсов, тогда мы с барского плеча можем немного больше дать. Если этого нет, то, естественно, ни о какой устойчивости выплат речи быть не может», – говорит экономист, напоминая о том, что Лукашенко уже пытался контролировать цены и обеспечить доступность товаров, но это не сработало, а цены только выросли.
Романчук уверен, Лукашенко понимает, что цены нельзя поднимать резко. Тогда, по его мнению, людям сложнее будет догадаться, что их обманывают.
Ждать ли беларусам изменений в социальной политике?
«Лукашенко понимает, что часть, которую он отдает на пенсии, на какие-то социальные пособия, — это та плата, которую он вносит за счет налогоплательщиков за свое хроническое пребывание на троне. Поэтому он рассматривает это не как часть социальной политики, а как часть необходимых трат на свои политические кампании. Они будут плюс-минус в таком же пределе», – отвечает экономист.
Ярослав Романчук уверен, что существенного повышения пенсий и пособий не будет. Размер зарплат тоже сильно не изменится, ведь они зависят от производительности труда, которая, в свою очередь, зависит от инвестиций.
«Инвестиции в Беларусь не идут, а те, которые идут из России, — это просто, знаете, снаряды делать, одежду — то, что на самом деле не является высокими технологиями. Поэтому беларусская экономика, особенно на фоне перегрева, — это экономика на фоне постепенно затухающей рецессии. В одних секторах — хорошо, а в других секторах — ни шатко ни валко. И Лукашенко в ручном режиме будет что-то там выравнивать, кому-то давать больше, кого-то наказывать. Публично, возможно, будет порка какого-нибудь чиновника за то, что не досмотрел какую-нибудь многодетную семью или ветерана. Но тот перформанс, который мы наблюдаем последние 30 лет, неизменно будет продолжаться».