По состоянию на 29 марта в Беларуси политзаключёнными признаны 1100 человек. Но число пострадавших от репрессий можно смело умножить на два, ведь тюремное заключение отражается не только на самих “политических” — у каждого на свободе остаются близкие. Тяжелее всех разрыв обычно переживают дети.

Из-за продолжительных репрессий многие из них растут без родителей — у кого-то папа, а у кого-то мама вот уже много месяцев в заключении. 

Как это отражается на детях?

“У детей, особенно дошкольников, нет чувства времени, нет понимания, сколько это: сегодня, завтра, послезавтра, — рассказал “Маланке” медицинский психолог. — Маленьким детям невозможно объяснить, что папа вернётся, например, через год. Ожидание для них бесконечно длительно, фактически безвременно”. 

Второй тезис психолога: член семьи для ребёнка всегда связан с конкретной эмоцией. Но коммуникативное поле у детей пока не обладает достаточно зрелыми механизмами для установления причинно-следственной связи, почему эта эмоция больше не поступает:

“Так нарушается переживание стабильности и доверия к миру, которое в норме связано с родителями. Возникает психотравмирующая ситуация из-за переживания мира как небезопасного места — прямой путь к обсессиям в будущем”

Медицинский психолог

Поэтому очень важно максимально стабилизировать окружающий ребёнка мир, сделать его предсказуемым и повторяющимся. 

Помимо очевидного психологического вреда, некоторые семьи, в которых политзек был единственным источником дохода, теперь  элементарно не могут свести концы с концами. Стоит ли говорить, что затруднительное материальное положение не может не отразиться на доверии ребёнка к миру?

И да, таких семей — тысячи. 

Как поддержать семьи политзеков материально?

Фонд Bysol объявил о сборе средств на поддержку семей политзаключённых, а мы напомним  несколько историй. 

Семья активиста и наблюдателя на выборах 2020 не может купить продукты и одежду: “Моя история идентична истории каждого достойного беларуса,- пишет политзек. — С мая 2020 года я начал посещать цепи солидарности, был волонтером по сбору подписей кандидатов в Президенты. Был наблюдателем на выборах президента. Активно посещал митинги. Пережил суды и штрафы”.

Итог — задержание, уголовное дело за клевету на сотрудника милиции, а затем и увольнение активиста и его жены с работы. Через несколько месяцев будущего политзаключённого поместили в СИЗО. 

Сейчас семья бывшего наблюдателя находится в тяжёлом материальном положении и просит о помощи в покупке продуктов и одежды.

Помогать здесь — https://bysol.org/ru/private/financialhardship/  

Помощь несовершеннолетним дочерям и родителям-пенсионерам политзека:  репрессированный водитель-международник потерял единственную работу и, как следствие, единственный способ заработка “за политику” (ст. 364 УК “угроза жизни сотрудникам органов власти”).

Кроме несовершеннолетних дочерей, на воле его ждут и родители пенсионеры, помочь которым политзек не в состоянии: “Я отбываю наказание в исправительном учреждении открытого типа, где зарплата слишком мала для помощи. Надеюсь люди откликнуться и помогут в сложной ситуации”.

Помогать здесь —  https://bysol.org/ru/private/childrenofaprisoner/ 

Немного о силе солидарности: некоторые сборы на сумму более 1500 евро закрылись  буквально за неделю!

А что насчёт “скорой психологической помощи” для ребёнка?

28 марта появилась новость об инициативе для детей политзеков, активистов и участников стачки — поездка в итальянские семьи на 1-2 месяца. Каникулы планируются на июль-август 2022 года. 

Чтобы провести лето по программе «Культурного обмена», нужно заполнить 

заявку по ссылке до 15 апреля (организаторы обещают связаться с будущими участниками в течение 5 рабочих дней после заполнения). Стоит поторопиться — программа рассчитана на 30-50 детей.

Важно: претендовать на поездку могут: 

  • дети политзаключенных, активистов и участников стачки, находящиеся в эмиграции.
  • дети в возрасте от 6 до 12 лет.
  • Обладатели легального статуса пребывания в Евросоюзе.

Соответствовать нужно всем пунктам одновременно. 

Важно 2: перед поездкой ребёнку нужно обязательно встретиться с детским психологом и предоставить все необходимые документы.

Организаторы просят сделать доверенности на детей — с ними поедут сопровождающие. Проезд, дополнительную страховку и иные расходы берут на себя партнёры проекта, при этом затраты по необходимым для выезда документам организаторы не компенсируют.

Режим использует детей как репрессивное средство давления на активистов, из-за чего сами несовершеннолетние становятся мишенью репрессий. Но государство, которое лишает будущего своих детей, само не имеет будущего. Хочешь поддержать семью политзека, но нет денег? Репост в социальных сетях поможет людям объединиться и найти средства. Поддержи репостом — это тоже помощь.

Ранее

Удастся ли Европе слезть с "углеводородной иглы" РФ?

Далее

Как изменилась жизнь в регионах после начала войны

Читайте далее