За прошлую неделю по всей стране задержали до 50 медиков. Большинство из них — заведующие отделениями. Но на этот раз медикам вменяют не привычные “народные” политические статьи, а ст. 430 УК  «Получение взятки». Проходят ли медики как обвиняемые или как свидетели еще предстоит узнать. Что происходит?

Специализация арестованных врачей — “ортопедия, травматология и протезирование”.

Среди задержанных — сотрудник ВГМУ и главный внештатный травматолог-ортопед Витебской области Константин Балабошка, заведующий травматологическим отделением Витебской областной клинической больницы Андрей Крылов и заведующий травматологическим отделением Витебской больницы скорой медицинской помощи Александр Царь.

В Гомеле и Мозыре также задержали трёх травматологов и двух завотделениями. Издание Флагшток сообщает, что среди арестованных может быть заведующий “травмой” Евгений Кузьменко. Также, по данным «Зеркала», задержан заведующий травматологическим отделением ЦРБ в Волковыске Евгений Савко.

По словам родственников, одному из задержанных вменяют ст. 430 УК “Получение взятки повторно, либо путем вымогательства, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере”. За это доктору может грозить до 10 лет лишения свободы.

Есть предположения, что задержания связаны с закупками протезов у иностранных компаний, в частности — компании из Германии. В бот телеграм-канала “Белые Халаты” пришёл следующий комментарий:

“Начали трясти зарубежные компании занимающиеся поставкой компонентов для эндопротезирования суставов на платной основе. Нельзя исключить, что уголовные дела связаны с некими нарушениями в работе цепочки врач-клиника-поставщик протезо””. 

Предположение анонимно подтвердил изданию “Радио Свобода” знакомый с ситуацией медик. По его словам, задержаны были именно те ортопеды, которые работали по внебюджетным программам с эндопротезированием коленного и тазобедренного суставов всемирно известных компаний Johnson and Johnson и Waldemar Link.

Дело в том,  что протезов, закупаемых государством, не хватало — поэтому образовались большие очереди на бесплатные операции. В сложившейся ситуации больницы предлагали пациентам сделать платную операцию (за внебюджетные средства, из собственного кармана), что создало пространство для коррупции.

Имеет ли место политика?

Врач считает, что политической составляющей нет — дело в коррупции.

Но виноваты не врачи, а несостоятельность централизованной государственной системы закупок через УП “Белмедтехника” и слишком сложный доступ к другим производителям, что вызвано очень дорогой и сложной системой оформления медицинских товаров, особенно в условиях унификации таможенного законодательства ЕврАзЭС.

“Каждый сустав имеет свой размер. Точно предсказать, какие суставы будут задействованы, какой пациент придет, просто невозможно. Закупки проводились, но в результате получилось так, что купленные крайние размеры — неходовые, самые маленькие и самые большие — остались на складах. А потом у них просто истёк срок годности”, — рассказывает собеседник “Радио Свободы”.

И это привело к нескольким уголовным делам. Людей, занимающих высокие посты в протезных больницах, задерживали за трату государственных средств, хотя причина коррупции — несостоятельность государственной системы

По словам словам уволенного “за политику” из Республиканского центра травматологии и ортопедии доктора Рустама Айзатулина, все специалисты центра жаловались на госзакупки, тендеры, отсутствие статистики, отделов закупок в “Белмедтехнике”, но поскольку решения принимались «наверху», врачи ничего не могли с этим поделать. Об этом врач рассказал изданию “Радио Свобода”.

Доктор Рустам Айзатулин хорошо знает задержанных врачей. Он убеждён, что денег за проведённую платно операцию никто не требовал, а “коррупция” заключается в принятии “коньяка или мешка с колбасой” от благодарного пациента:

“Да, конечно, те, кто делал это по платной программе, были более благодарны, чем те, кто простоял в очереди 5 лет. Но денег за это никто никогда не требовал. Ситуация, скорее всего, та же — обыскали поставщиков и нашли черную бухгалтерию, которая раз в месяц или квартал выплачивала процент от закупаемых по госзакупкам протезов. Но и здесь нет никакого криминала”.

По словам врача, задерживать за это даже начальников отделений — это просто доказанная “глупость нашей системы наказаний, закупок и всего остального”.

По поводу разных размеров и состава протезов:

“Протез представляет собой протез ноги, шейки, головки, вкладыш, иногда противопротрузионное кольцо. Если протез был платным, компания старалась привести все в нескольких размерах. Остатки убрали и сделали новый набор. Все супер. Но если была госзакупка, то все брали поровну. А в конце года на складе остаются только ножки, вторая горловина, третье кольцо, сидишь и не понимаешь, что тебе понадобится в следующем году”, — говорит доктор Айзатулин.

“Ведь статистика вроде есть, но её как бы нет”

Рустам Айзатулин

По словам доктора, в центре травматологии и ортопедии “статистику никто не ведёт, в аптеке и на складе бардак, отдел снабжения пьёт кофе”. В итоге виноватыми оказываются сами медики.

“На самом деле в рамках этой системы невозможно делать закупки централизованно”, — подтверждает слова Рустама Айзатулина анонимный медик.

Врач напомнил, что это дело началось несколько лет назад — тогда его расследовал независимый телеканал «Белсат». Тогда один из пациентов пожаловался в “органы” и СМИ.

“И теперь мы видим последствия, предположительно, после определенных следственных действий”, — считает врач.

После задержания такого количества специалистов в Беларуси будет катастрофическая ситуация с протезированием, потому что проводить операции будет некому. К этому добавляется постоянная проблема нехватки врачей — все уехали, уволены или сидят. 

Ранее

Новая беларусская народная рельсовая война. Что происходит?

Далее

Военный дайджест: вечер 1 апреля

Читайте далее