Пережив протесты в 2020 году, пройдя ад Окрестина, преследования и репрессии, беларусы все равно не сдались в желании быть свободными людьми. Но вынужденные уехать из Беларуси, чтобы не оказаться в тюрьмах, наши прекрасные люди все равно продолжают бороться за справедливость. Одна из форм такой борьбы — это помощь сегодня тем, кто бежит от войны или воюет за свою свободу — украинцам. Рассказываем о беларусах-волонтерах.
Тамара
Пострадала во время протестов, была на Окрестина. После освобождения девушка уехала в Прагу на лечение. Сейчас проживает там. И помогает беженцам.
Тамара волонтерит на вокзале. Это такая точка распределения, там необходимо распределять людей, которые приезжают. Тем же, кто в Праге проездом необходимо помочь приобрести билет, он бесплатный, но его нужно зарезервировать. Далее нужно сориентировать людей, куда идти, на какую платформу, каким поездом отправиться.
Приехавшим в Прагу пожить, нужно показать на какой автобус сесть, чтобы доехать до Конгресс-центра, это уже другая точка, на которой людей регистрируют и помогают устроиться. Есть те, кто еще не определился, как быть. Им Тамара помогает забронировать гостиницу или хостел на пару суток, чтобы люди могли отдохнуть, помыться, перевести дух и понять, как им быть дальше. Тут же на вокзале организованы места с питанием (бутерброды, чай, кофе и т.п), выдается сим-карта на семью, теплая одежда.
На вокзале есть места и для ночлега, для тех, кто едет в другую страну, и им нужно лишь переночевать.
Тамара рассказывает, что в первые дни войны прибывали переполненные поезда со смертельно уставшими людьми. Они были в дороге несколько дней. Их встречали, помогали тащить вещи, успокаивали, помогали сориентироваться. Ехали украинцы из разных городов: Киева, киевской области, Харькова, Львова, Одессы, Николаева.
В основном это были женщины и дети. Многие везли с собой животных — собак, кошек, даже однажды везли попугая. Видела Тамара девушку, которая тащила с собой стафф для фаера, а одна девушка взяла с собой шубку, на которую копила год.
Очень редко среди беженцев были взрослые мужчины.
Как говорит девушка, она помогает по нескольким причинам. Одна из них — это своего рода долг, ведь она сама беженец. Когда-то точно также помогли и ей. Ну и второе, главное — то, что это люди в ужасной ситуации, которым нужна помощь. И либо ты делаешь что-то, либо нет. В это страшное время каждый делает то, что может.
Среди волонтеров много людей разных национальностей. Рядом бок о бок работали и беларусы, и русские, и украинцы, и чехи и даже пару иностранцев. Но прежде всего нужны были люди, которые говорили на русском и украинском языке, чтобы быть переводчиками.
Украинцы горячо благодарили за помощь, и никакой проблемы, что Тамара беларуска не было. Никто не обвинял.
Тамара признается, что совмещать волонтерство с работой тяжело, потому что сначала нужно пойти на работу, а после нужно ехать дежурить на вокзал, это уже после шести вечера и оставаться там до полуночи. И так каждый день, кроме выходных, когда в эти дни заменяют другие люди.
— Когда люди бегут от войны это страшно, — признается Тамара, — Они вынуждены бросить все — свой дом, свою привычную жизнь, оставить своих мужчин там. Они рассказывают свои истории, кто-то спокойным тихим голосом без всяких эмоций, а кто-то крайне эмоционально и со слезами. Но многим нужно было выговориться. Их истории ужасны. Это рассказы о том, как десантники убивали мирное население, как приходилось ночевать в подвалах… И дети, которые говорят о бомбежках, о взрывах, как о фильмах, а взрослые слушая их, плачут.
И еще про беларусов, которые прямо сейчас помогают украинцам.
Данила
И он чудом бежал из Беларуси в тот самый чёрный четверг, когда взяли ребят по студенческому делу. Сейчас парень помогает своим друзьям в батальоне экипировкой, помогает искать, заказывать и доставлять недостающих элементов защиты и любых других необходимых вещей.
Лена Амнуэль
В августе 2020 года ее задержали и все ужасы на Окрестина она видела. Девушка сейчас волонтерит на складе гуманитарном в Варшаве. Донатит на ВСУ, волонтерит на вокзале в Варшаве, помогает беженцам из Украины. Также девушка искала людям жильё в поезде Пшемысл — Краков.
Юлия
Девушку задерживали в 2017 году в Минске на марше против закона о тунеядстве, в 2020 году Юлия прошла ад на Окрестина — она оказалась в той самой женской камере 18. Девушку избивали, угрожали убить. Сейчас Юлия организовывает поставки наколенников, плит, плитоносок, тепловизоров и еще много мелкого снаряжения, которое направляет на фронт товарищам. Юлия говорит, что среди них есть и беларусы, и украинцы, и россияне.
Вероника
Девушке 25 лет. В Беларуси Веронику задерживали по известной всем административной статье ни за что. Сейчас Вероника в батальоне Кастуся Калиновского. Девушка занимается складом, и в ее задачи входит всех одеть и снарядить. А ещё, Вероника недавно получила военный билет.
Илья Сенько
Илья сидел на сутках несколько раз, его избивали. Фактически, Илью выгнали из своей же страны. Сейчас Илья вместе с друзьями и подругами помогает людям в бомбоубежище (беларусский бар «Торвальд») в Киеве. В первую неделю ребята заботились о более 170 людях. Сейчас людей немного меньше. Илья с друзьями находят лекарства, еду, необходимые людям вещи.
Паша
Он наполовину беларус, наполовину украинец. Всю свою сознательную жизнь прожил в Беларуси с мамой. И его задерживали сотрудники пинского КГБ за то, что он в чате не том сидел (по их мнению). При задержании избивали и душили. Сейчас Паша волонтерит: развозит гуманитарную помощь, копает окопы под Киевом в направлении Ирпеня, Гостомеля, Бучи. Паша говорит, что там каждый день канонады.
Расскажите об этих людях своим друзьям и знакомым, пусть мир знает, беларусы делают все возможное, чтобы помочь Украине победить оккупантов.