Пока весь мир пытается побороть проблему алкогольной зависимости и разрабатывает новые методы борьбы, беларусские «власти» ведут эту борьбу для галочки, продолжая способствовать спаиванию населения. Подробно рассказываем о проблеме алкоголизма в Беларуси.

«Как только солнце показало нам свои лучи, у павильона построение на раз, два, три» — пела много лет назад группа «Дай дарогу!» о любителях выпить. С тех пор ситуация в Беларуси не поменялась, особенно заметно это в малых городах и деревнях, там за «чекушкой» образовываются очереди с самого утра. С каждым годом ситуация ухудшается и все чаще можно встретить личностей, просящих мелочь под магазином «на бутылочку». Но «властям» не до социальных проблем населения, в какой-то степени тотальная алкоголизация даже является их целью. Ведь это помогает поддерживать ядерный электорат в состоянии дурмана. К сожалению, проблема алкоголизма достаточно распространена и касается довольно широкой массы населения, а не только маргинальных слоев.

Борьба с алкоголизмом не может быть эффективна, пока зависимые от алкоголя люди сталкиваются с социальной стигматизацией. Алкоголикам мало кто сочувствует и большинство людей считает, что этому подвержены лишь бедные и маргинальные слои населения. Ведь образ алкоголика в общественном понимании формируется именно из-за контингента, собирающегося возле магазинов и распивающего одну бутылку «чернил» на троих.   

На самом же деле алкоголизмом страдают абсолютно разные категории граждан, вне зависимости от гендера или рода деятельности – студенты, строители, профессора, заводчане, медики и другие. Чаще всего таким людям удается совмещать социальную жизнь, профессиональную деятельность и алкогольную зависимость, а о том, что они страдают алкоголизмом, знают лишь их родные. Однако из-за отсутствия информации об алкоголизме и широкого распространения организаций и специалистов, которые могли бы помочь их родным приводит лишь к одному, не самому эффективному методу борьбы с зависимостью – кодированию. Зачастую это происходит без желания самого зависимого отказаться от пагубной привычки и без какого-либо понимания проблемы, как самим зависимым, так и его близкими.

В основе кодирования закладывается убеждение, что больной алкоголизмом человек бросит пить из-за страха перед крайне неприятными последствиями от попадания алкоголя в организм. В мире от такого метода отказываются, потому что практика показывает его неэффективным, а в некотором роде даже усугубляющим зависимость. Зависимый не изменяет свое мышление, а вынужденно отказывается от употребления алкоголя, именно поэтому человек часто возвращается к пьянству. В Европе пристрастившихся к алкоголю людей лечат когнитивно-поведенческой терапией. В которой пациента не только направляют ​​на осознание своей зависимости и попытку её побороть, но и на развитие социальной активности самого зависимого.

Изображение носит иллюстративный характер. Люди, изображенные на фото вполне могут быть мастерами спорта и трезвенниками. Автор фото Alexander Zenkovich

У нас в стране подход к социальным проблемам остается советским. Зачастую отказываться от алкоголя, зависимого заставляют не только близкие, но и сама система. Ранее за борьбу с алкоголизмом выступало МВД, так как преступность в какой-то степени связана с пьянством, но опять-таки это затрагивает маргинальные слои населения, и их борьба распространялась только лишь на эту часть общества. Методы МВД являются принудительными, так состоящего на учете алкоголика могут отправить в лечебно-трудовой профилакторий (ЛТП) – вид исправительного учреждения закрытого типа, где изолируются граждане, имеющие разного рода зависимости. Что по своей сути является «тюрьмой» для зависимых людей, в которой они привлекаются к обязательному труду. При этом с больными не проводится никакой работы для осознания своей проблемы, в ЛТП нет ни психологов, ни специалистов готовых помочь. «Власти» уверены, что это действенный метод борьбы с зависимостями, но как показывает практика в ремиссию после попадания в ЛТП уходят единицы, большая часть возвращается туда снова.

Некоторые отправляются на лечение в «Новинки», туда чаще всего отправляют без принуждения, а лишь по направлению нарколога. Там можно лечиться как на бесплатной основе, так и на платной. В «Новинках» ситуация немного лучше, чем в ЛТП, но в случае лечения на бесплатной основе могут заставить немного поработать: работать на кухне, убирать помещения и тп. Стоит сказать, что в «Новинках» уделяют внимание психологическому состоянию пациента и в рамках лечения нужно пройти «12 ступеней» — программа изменения образа жизни и мышления, которая применяется во всем мире для реабилитации зависимых людей. О «Новинках» и реабилитации там зависимых людей довольно-таки спорные отзывы, кому-то лечение действительно помогало, но некоторые снова возвращалось к своим пагубным привычкам.

Некоторые зависимые боятся обращаться за помощью из-за опасения общественного порицания. Для этого в Беларуси существуют группы Анонимных Алкоголиков (АА), такие сообщества существуют по всему миру и уже долгое время помогают зависимым бороться со своим пристрастием к алкоголю. Они также есть во многих городах Беларуси и основываются на двенадцати шаговой программе выздоровления. Что важно, в группу могут обратиться люди на основаниях полной анонимности и без какого-либо принуждения участвовать в собраниях. Кроме того, с сообществом сотрудничает ряд профессиональных специалистов, которые могут оказать профильную помощь. Также на собраниях АА можно получить поддержку от людей, которые находятся в ремиссии.

Само же государство не особо пытается бороться с проблемой алкоголизма, ведь спаивание населения им выгодно. Между здоровьем нации и пополнением бюджета власти всегда выбирали второе.

В 2011 году тотальная алкоголизация населения в деревнях вынудила региональные власти вводить запреты на продажу плодово-ягодных вин. Одним из первых такое ограничение было введено в Слуцке, тогда за 6 месяцев действия запрета на продажу «чернил» в городе снизилось количество суицидов с 25 до 18%, а также уменьшился уровень смертности от острых алкогольных отравлений. Кроме того, снизился уровень преступлений. Вскоре подобные ограничения стали вводится в разных регионах, и везде они приносили свой результат.

Аналогичный закон планировался и в Минске, но дело до этого не дошло, так как против запрета скептично высказался Лукашенко: «Эти запреты нам ничего не дадут. Запретительными мерами мы ничего не сделаем» — сказал он.

Alexander Zenkovich

После его высказывания Мингорисполком сообщил об отмене планируемого запрета. Конечно, диктатор, как всегда, позаботился не о здоровье людей, а о своем кошельке и обогащении своих приближенных. Кроме того, за счет акцизов на алкоголь пополняется и государственный бюджет. К примеру, в 2018 году акцизы принесли около 15 процентов от всех доходов республиканского бюджета, в 2019-м – около 13%. Этим и был обусловлен отказ вводить запрет на продажу плодово-ягодных вин.

Позже «власти» все-таки создали видимость борьбы с дешевым алкоголем, тогда было принято решение прекратить производство «чернил». Однако на смену им пришли плодово-ягодные вина «улучшенного качества» — по составу и качеству они ничем не отличались от тех, производство которых запретили. Кстати, если цены на водку и другие спиртные напитки росли вместе с инфляцией, то стоимость плодово-ягодного вина остается неизменной уже долгие годы, и даже после деноминации его стоимость осталась такой же.

Что важно, статистику по алкоголизму и по количеству покупаемого алкоголя делают не «чернила», а крепкие напитки – водка, коньяк и бренди. На них приходится почти 50% проданного алкоголя. Но с крепкими напитками «власти» бороться и не планировали, а даже поощряли его продажу. Так в прошлом году было принято решение увеличить производство алкоголя, предназначенного для продажи в Беларуси.

Апогеем «борьбы» с алкогольной зависимостью можно назвать запрет на продажу алкоголя в Барановичах, который действовал 7 апреля с полуночи до 14 часов дня. Городские «власти» посчитали это достаточной мерой в борьбе с алкоголизмом и назвали данный запрет «профилактикой пьянства и алкоголизма приуроченную ко Дню здоровья».

Антиалкогольные меры в стране имеют скорее имитационный характер. Судя по действиям «властей», режим намерен и дальше спаивать беларусов. Это помогает реализовывать главную цель «государства» — поддерживать народ в одурманенном состоянии, чтобы он лишний раз не рефлексировал над происходящим вокруг, а главное, чтобы ненароком не появилась мысль, что надо что-то менять, начав с себя. 

Основой трезвости в первую очередь является качественная жизнь. Получается порочный круг: низкий уровень жизни, и отсутствие возможностей для самореализации побуждают пить алкоголь, а он в свою очередь подавляет волю и стремление к качественной жизни. 

Ранее

Задержанным за диверсию на БелЖД прострелили коленные суставы

Далее

Мэр Житомира призвал исключить руководителей беларусских городов из «Соглашения мэров»

Читайте далее