Цены на бензин растут незаметно — с периодичностью в пару недель или месяцев. Однако в сравнении с тем, что было год назад, стоимость увеличилась в среднем на 25%. Сознательная тактика “убаюкивания”? 

С 5 апреля цены на бензин выросли на 2 копейки. Теперь литр бензина АИ-92 стоит 2,12 рубля, АИ-95 — 2,22 рубля, а литр дизеля — 2,22 рубля.

До этого цены уже несколько раз менялись в марте. Например, 15 марта повышение также составило 2 копейки. Предыдущее увеличение стоимости произошло 9 марта (и да, снова на 2 копейки). И так — примерно раз в две недели или месяц в течение последних лет.

Но если взглянуть на находящуюся в открытом доступе динамику роста цен на бензин в Беларуси и сравнить стоимость всех видов топлива с тем, что было год назад, получим увеличение цены за год в среднем на 25%.

Тем временем госСМИ традиционно “отзеркаливают” то, что происходит в Беларуси. Так было, например, с пустыми полками в беларусских магазинах — тогда пропаганда активно рассказывала о “дефиците” продуктов в Литве.

По аналогии с “пустыми полками” в государственных СМИ появляются сообщения о росте цен на топливо на Западе:

“Политика администрации президента США Джо Байдена, а не какие-либо внешние факторы, является реальной причиной роста цен на топливо”, — недавнее сообщение в телеграм-канале “БелТА” со ссылкой на генерального директора американской нефтедобывающей компании Canary Дэна Эберхарта.

Или вот:

“Министр финансов США Джанет Йеллен заявила, что повышение цен на топливо по цепочке вызовет рост цен на продовольствие, в том числе на пшеницу и кукурузу, которую импортируют РФ и Украина, а также на металлы, необходимые для нормального функционирования промышленности”, — пишет “БелТА”.

Но беларусы хорошо знают: появление подобных сообщений в жанре “а у них” означает, что нужно готовиться к худшему у нас.

Но почему «Белнефтехиму” сразу не поднять цены на 25%?

Сегодня власти всеми силами избегают резких потрясений в экономике. Так, Нацбанк надеется, что ему удастся контролируемо опустить курс, не допустив резкого обвала.

Вспомним кризис в марте 2011 года, когда валюта стала дефицитом и в банкоматах. Чтобы купить доллары/евро по курсу Нацбанка, люди ночевали у обменников, порой доходило до конфликтов и даже драк. В стране вновь появились валютчики — как в 90-е. Тогда власти приняли решение закрыть валютный рынок, чтобы люди вообще не имели возможности покупать валюту.

Тогда экономический кризис вместе с резким скачком цен на бензин (одномоментно на 30%) вызвали массовые акции протеста “Стоп-бензин”.

А телеграм-канал “Прамень” также напоминает: именно митинги против подорожания топлива в Минске, которые собирал блогер MozgON весной 2020, “стали одними из первых ласточек восстания”.

Так власти выучили простую формулу: за резким экономическим потрясением следует протест. Поэтому вместо “шоковой терапии” Лукашенко обеспечил нам постепенное обнищание и растянутый во времени экономический коллапс.

Ранее

Не сломаться: как и где получить бесплатную психологическую помощь?

Далее

Военный дайджест: вечер 8 апреля

Читайте далее