Прошел год с задержания Юрия Зенковича, Александра Федуты и Григория Костусева. Дело «о госперевороте» так и не было передано в суд, а у политзаключенных начались серьезные проблемы со здоровьем.  

Год назад появилась информация о задержании литературоведа и политолога Александра Федуты, председателя Партии БНФ Григория Костусева, а также юриста Юрия Зенковича. Их задержали 12 апреля 2021 года, однако информация об их задержании появилась на следующий день.

Зенковича и Федуту задержали в Москве, а Костусева в Беларуси. Задержание проводилось совместными усилиями российских и беларусских спецслужб – ФСБ России и КГБ Беларуси. Оба ведомства заявили, что фигуранты дела консультировались с представителями США и Польши по поводу «свержения конституционного строя» Беларуси. По версии спецслужб, задержанные планировали переворот в Беларуси «по отработанному сценарию цветных революций с привлечением местных и украинских националистов», а также «физическое устранение президента Александра Лукашенко». Госдепартамент США назвал обвинения в причастности «абсолютно ложными». 

Позже пропагандистские СМИ показали «покаянные видео» и сообщили, что задержанным вменяется «заговор или иные действия, совершенные с целью захвата или удержания государственной власти неконституционным путем», им грозит от 8 до 12 лет лишения свободы. Вскоре в КГБ заявили, что в заговоре против Лукашенко обвиняются 9 человек: Александр Федута, Юрий Зенкович, Григорий Костусев, Ольга Голубович, Дмитрий Щигельский, Александр Перепечко, Павел Кулаженко, Виталий Макаренко и Игорь Макар.

Через несколько дней Лукашенко рассказал, что Костусев, Зенкович и Федута совместно с западными спецслужбами готовили «вооруженный мятеж», а также покушение на него и его детей, предполагалось их посадить в подвал, который якобы подготовили в Гомельской области. С 1994 года Лукашенко неоднократно рассказывал о покушениях на его жизнь, однако подтверждений этому не было.

Кроме необоснованных обвинений со стороны «властей» и пропагандистов, никаких подробностей дела не предоставлялось. Из писем политзаключенных стало известно, что следственные действия завершились еще в ноябре прошлого года, однако дата судебного процесса так и не была назначена.

Адвокат руководителя партии БНФ Григория Костусева Инесса Оленская сообщала об ухудшении здоровья политика. В первые недели после задержания он был вынужден спать на полу, из-за чего простудился. Лишь после ходатайства адвоката об оказании медицинской помощи ее подзащитному стали давать лекарства. Летом у политика случился сердечный приступ, причиной этого послужила жара в камере СИЗО КГБ, в которой Костусев содержался вместе с Виктором Бабарико. После этого Григория Костусева перевели в тюремную больницу на Володарского, там было проведено обследование и после результатов анализов врачи сообщили о подозрении на наличие онкологического заболевания. В ноябре медики подтвердили диагноз.

По словам Екатерины, дочери политика, родственникам долго не говорили о результатах биопсии. И только после её визита к лечащему врачу отца Екатерине сообщили, что у Григория Костусева рак простаты. Несмотря на плохое здоровье, ходатайства об изменении меры пресечения на домашний арест оставались без удовлетворения.  

Проблемы со здоровьем в заключении начались и у Александра Федуты, врачи диагностировали острую сердечную недостаточность. Осенью после перевода его в СИЗО №1 на Володарского у него случился приступ стенокардии и аритмии. Тогда Федута отказался принимать таблетки и объявил медицинскую забастовку, так он протестовал против ограничений в переписке – политологу не доходили письма.

Учитывая, что следственные действия завершены, дата суда не назначается и  в то же время заключенные имеют серьезные проблемы со здоровьем, можно с уверенностью сказать, что режим боится любых сговоров и находит их там, где их нет.

Фото обложки — tut.by

Ранее

Кризис грузоперевозок. Владельцы фирм и государство по-разному видят решение проблемы

Далее

Региональный протестный самиздат - главное оружие на информационном фронте

Читайте далее