Второй выпуск подкаста “Я остаюсь” о тех мужественных беларусах, которые приняли решение не бежать. На этот раз героем выпуска стал Игорь, его, как и многих свободных беларусов не обошли стороной репрессии. Но как говорит наш герой: “Моя земля — моя сила”. Публикуем его историю и мнение о происходящем в стране.
Я думаю, каждый здравомыслящий беларус думал об отъезде. Но есть ряд обстоятельств, которые с одной стороны, вынуждают уехать, а с другой стороны — гораздо больше обстоятельств, вдохновляющих остаться тут. Это то, что связывает с этой землей. И возможно, это прозвучит несколько пафосно, но свои стены, своя природа, даже скоро будет радуница, те же могилы предков, они в какой-то степени человека поддерживают. Очевидных угроз пока нет, нет криминального преследования, да, ощущается давление, ощущается неуверенность в завтрашнем дне, но такого, чтобы что-то давило на нашу семью в данный момент нет. Поэтому мы остаемся.
Реакция на войну в Украине
Отношение резко отрицательное. Мне даже было стыдно за нас, беларусов. Когда ты смолчал, но не поддерживаешь, то это очевидно, что все беларусы против, но на самом деле ты должен что-то делать. От мелочей, начиная с того, чтобы переубеждать тех же ябатек, до поддержки тех, кто находится в Украине и так далее. Каждый должен что-то делать, чтобы влиять на беларусское общество.
Мы хотели пойти на избирательный участок, но я не успел этого сделать, меня задержали. Но многие мои друзья так и сделали, пошли в масках к участкам и скандировали “нет войне”. Много кто раскидывает листовки. Наклейки делают. Я говорю о происходящем с теми, кто не замечает войны. Это тоже важно.
Мой брат сейчас в Украине вступил в батальон. Я им горжусь.
Изменения в Беларуси — сильнее всего изменили события 2020 или изменит то, что происходит сейчас
Дело не только в переменах. А в том, что каждый для себя осознал, произошедшее в 2020 и параллель, которая идет сейчас, связанная с войной — это только продолжение того, что случилось в 2020. И между людьми углубляется разделение на тех, кто думает, кто добивается независимости от России, и тех, кто верит той пропаганде, как и раньше ей верил. Ну и на тех людей, которые остаются вне политики. Эти течения, как и раньше, находятся в своем информационном и идейном эфире. Нужно отметить, что тяжело достучаться до ябатек.
Как изменился круг знакомых за это время
Несколько друзей, неожиданно для меня, поддержали другую сторону. Они просто отвалились. Но я за это время приобрел больше друзей, которые жаждут перемен и добиваются их. Благодаря таким знакомствам, стал говорить на беларусском языке.
Как дети реагируют на происходящее, и какое будущее им желается
Дети все сами замечают, им даже не нужно объяснять. Нет такого, чтобы с детьми нужно было проводить ликбез по политической ситуации. Дети знают, что Лукашенко проиграл выборы. Я сам был свидетелем того, что он проиграл кампанию. О сегодняшней ситуации говорю просто: сейчас Беларусь находится под оккупацией.
Даже в советское время не получилось сделать людей одинаковыми. Влияние государства на детские умы едва дотягивает на 5-10 процентов, ведь есть воспитание семьи. Родители влияют на детей.
Я хочу, чтобы мои дети все воспринимали критично. Не доверяли даже авторитетам, чтобы сами они доходили до того, что правильно, а что нет. Это основной критерий, остальное у них будет.
Какие видятся перемены в Беларуси
Мне кажется, эти перемены могут возникнуть на низовой организации людей, которые смогут выбирать себе местное управление. Чтобы была возможность коммуницировать с местной властью, доносить до них мнение того окружения, которое его выбрало. Диктовать волю представителям власти.
Нам посчастливилось жить в столице, и тут много людей, которые образованы, организованны, генерирующие разные инициативы, от культурно-образовательных до поддерживающих семей политзаключенных. Нужно объединять людей между собой, это самое важное сегодня. Как бы ни было тяжело, когда ощущаешь плечо рядом, становится легче.
Есть надежда на перемены. В 2020 была надежда, что все случится быстро. Сегодня ощущаю, что перемены неизбежны.
Периоды отчаяния
На это нет времени. Много дел. Поддерживают мелочи, дети, да даже весна, первоцвет… Элементарные вещи, которые будут всегда и никогда не станут ограниченными.
Кто должен освободить Беларусь
Беларусы должны освободить сами себя, но я не знаю, как, ведь много активных людей уехало, которые могли бы стать рядом плечом к плечу. Многие пытаются сохранить психологический комфорт. Считаю важным сегодня, чтобы люди между собой создавали социально-идейные связи, это сегодня главное. Пока других значительных действий не будет.