Виновником всех бед принято считать Лукашенко, «последнего диктатора Европы». Думается, что проблема Беларуси будет решена, если он уйдет, а его место займет человек иных принципов. Но только ли в Лукашенко  проблема? Его стиль, манера общения, замашки узурпатора, косность мышления, страх и заискивание перед тем, кто сильнее — все это свойственно и людям, не замечающим, как они сами стали эдакими маленькими лукашенками в жизни. Как это проявляется, читайте в авторской колонке Анны Златковской.

Анна Златковская

Двадцать семь лет диктатуры, годы сопротивления и чьей-то пассивности — невозможно не думать о том, что же с нами не так, коль не получается перерубить этот узел унылой стабильности. Вот есть диктатор Лукашенко, его вечные усы и смешная залысина. Его несмешные указы и приказы убивать. Его трусливое эго, что бегает с ружьем без рожка по центру Минска под прикрытием забора и верных солдатиков. Такой себе нелепый, но очень злой дядька, чья тень расстилается по всей Беларуси, щупальцами проникая в школы, в культуру (есть ли она еще, кстати?), в оформление улиц к праздникам, на заводы и прочее, прочее, что зовется государственным строем и иже с ним. 

Но ведь люди — не роботы? Не рабы даже, чай на дворе XXI век, крепостное право давно отменили, и почти каждый беларус вполне себе барин со своим участком, домиком и парничком. Если не зевать и любопытствовать дарами прогрессивного столетия, то можно обеспечить и инстаграм на миллион подписчиков или тик-током прославиться, или просто жить, не запариваясь социальной суетой, наслаждаясь тем, что ты немножко центр Европы. 

Но не выходит. Потому что диктатура, Лукашенко и режим. Потому что этот лысеющий злой дядька больше чем человек. Он — идеология. Он образ жизни и мышления. Это система, которая держится на таких вот внутренних лукашенках, коих мало кто в себе замечает.

СТИЛЬ АГРОТРЭШ

Обратите внимание, как точно воссоздается стиль поклонниками Григорьевича. 

Парад унитазов, соломенные куклы, страшные брезентовые палатки с едой и пивом, все такое аляповатое и едкое, чтобы праздником рвало до неба вместе с дорогостоящим салютом. И не важна точка на карте страны, что Лида, что Мозырь, что Минск. «Ябатьки» дышат в унисон, им даже договариваться не надо, стиль неизменен. «Алкоагротрэш» — я бы назвала. Описывать вечера, которые устраивают люди перемен, даже как-то неловко, минимализм, классическая музыка, хорошее вино… Для поклонников унитазных парадов вряд ли прозвучит вкусно и красиво.

АБЫ НЕ БЫЛО ВОЙНЫ

Alexander Zenkovich

Но и это не все. Лукашенко в себе — это абсолютная инертность. Всегда кто-то виноват, но не ты, что живешь бедно или скучно. Это вечная война с буржуазией на подсознательном и не только уровне, когда все красиво живущие либо воруют, либо блатные. А сам и рад бы, да совесть не велит. Точнее, страх выйти из оков собственных установок, что жизнь — она про движение.

В этом движении можно зарабатывать, не воруя, не будучи ничьей кумой, а по причине толковости и таланта. 

Как-то знакомая рассказывала про своих родственников из деревни, которые честно сказали в год выборов: «Нам все равно, за кого быть, за красных или за белых, только нас не трогайте, жить вот так, як жыли, и добра». Как жили? Деревенский дом, участок, заготовки на зиму. «Абы не было войны» — идеология прочна, как рожок того самого автомата.

МНЕ ВСЕ ДОЛЖНЫ

Лукашенко в себе — это неумение радоваться чужим успехам. Нежелание анализировать и учиться. Это полное отсутствие саморефлексии. Глубинная и сложная работа разума и души, и неважно, есть ли высшее образование или нет, дело в банальном отражении себя. 

Простой пример: один знакомый работает на госпредприятии, но ему не нравится, тоже хочется быть выше этого всего, быть человеком перемен. Но для того, чтобы вырваться из оков, нужно что-то делать, двигаться, согласиться на работу с меньшей зарплатой, например, но зато уже в нормальном месте с отличным коллективом. Увы и ах, приятель жалуется, что мир к нему жесток, все, понимаете, недостаточно справедливы к его таланту… И человек вроде хороший, но лукашенко внутри победил. 

СТРАХ ПЕРЕМЕН

Еще это про страх и бесполезные привычки. Вспоминаю осень 2020 года и окончание года в школах в 2021 году. Когда многие родители по-прежнему ратовали за обеспечение школы новым ремонтом, кулером с водой и прочими мелочами, которыми должно обеспечивать государство из наших налогов. И это не какие-то глупые фантазии, а реальность, в соседней Литве в школах на краску и шторы никто не скидывается. Обидно, что многие родители, которые с радостью сдавали деньги на это все, были из тех самых протестующих против режима… Но одно дело походить вместе с другими на волне эйфории в марше, и совсем другое — ежедневно следовать внутренним принципам. И снова, привет, внутренний лукашенко. 

Alexander Zenkovich

СИНДРОМ ВАХТЕРА

Еще заметила, что маленькие диктаторы убийственно хамоваты. У них напрочь отсутствует умение вести диалог. Аккуратное бюрократическое заигрывание быстро переходит в рык и ор, если говорить о соприкосновении по каким-то делам. Внутренний лукашенко — не про мягкость и уважение, а про власть человека с синдромом вахтера. Это касается абсолютно разных структур, необязательно быть госслужащим, тираны встречаются в разных сферах. Когда есть хоть какая-то власть, местный узурпатор всегда старается унизить другого человека, лишая права голоса, стирая его личность, но требуя обязательно благодарности до неба, за явленное благодетельство.

Избавляться от диктатуры — означает не просто убрать гнилую голову, ведь не только эта голова творит всю эту дичь, в которой находится наша прекрасная страна. Это про каждый день и каждый час нового мышления и дел. Воспитание вкуса и смелости, бесстрашие и новаторство, точное соблюдение законов и сохранение традиций, важных традиций, а не парад унитазов. 

ПОДАТЛИВОЕ СОГЛАСИЕ

Когда начались репрессии, некоторые люди говорили «ну посидишь на сутках» и в таком духе, выворачивая наизнанку главный принцип борьбы — то, что столько протестующих беларусов оказываются за решеткой — незаконно, и является, по сути, захватом заложников. Но внутренний лукашенко, он же не дремлет, он подсыпает углей в костер, считая жертвенность благом, смирение — благодетелью. И нет бунта против несправедливости, нет святой злости на тех, кто посмел такое количество людей посадить в тюрьмы и издеваться над ними каждый день… Опять победил лукашенко, призывающий к послушанию и податливости, но, право, нет же! 

В сериале «Топи», снятом по книге Дмитрия Глуховского, была высказана мысль, что каждому человеку нужен хозяин, оттого и случаются в их жизни бесконечные топи, жизнь-болото, как есть. Рыба гниет с головы — успокаиваем себя поговоркой, веря искренне, что убери гнилушку — и заживем. Но ведь режим держится на каждом человеке, который издевается над людьми, хамит, боится выйти из системы, не создает, а только потребляет, распространяя вокруг себя идеологию убогой стабильности. Всего-то надо — убить в себе раба (зачеркнуто) лукашенко, и враг останется действительно сам по себе — без поддержки большинства.

Обложка — karikatu.rama

Ранее

Семьи медиков просят помощи

Далее

Новости регионов: покаянные видео и запугивание школьников

Читайте далее