Какими могут быть приговоры для беларусских военных за соучастие в агрессии? Как Запад сможет арестовать военных преступников? Кто виновен в первую очередь — офицеры или солдаты? Что может сделать военнослужащий, получивший преступный приказ? Об этом в эфире «Маланка LIVE»  рассказал юрист Народного антикризисного управления Михаил Кирилюк. Публикуем текстовую версию интервью.

Михаил Кирилюк

Будет ли наказан беларусский режим за помощь российским войскам?

Это наказуемо, даже без участия беларусских солдат, без входа на территорию Украины. То, что сейчас делают беларусские военные в Беларуси, помогая российским военным, — это уже соучастие в международных военных преступлениях. Причем мы даже не рассматриваем просто само участие в акте агрессии как преступление, поскольку сам факт агрессии может не содержать состава военного преступления. Но в рамках этой агрессии Россия совершает такие преступные действия, как бомбардировку жилых домов, уничтожение мирных граждан, и это — военные преступления по многим международным конвенциям. 

В интернете можно прочитать высказывания разных экспертов о том, что Лукашенко проскочил, раз беларусский солдат не шагнул в Украину, то есть в принципе его участие довольно косвенное и ответственности не влечет. Хотя уже есть судебная практика, когда международные трибуналы рассматривали аналогичные дела и пришли к выводу, что такое соучастие само по себе преступление, даже если это просто снабжение оружием.

Если посмотреть по беларусской фактологии, то там много фактов соучастия. Можно сопоставить, когда с беларусской территории вылетали ракеты и сделать вывод, что эти ракеты бомбили украинские гражданские объекты — а это уже военное преступление. И, соответственно, можно рассматривать в качестве соучастников людей, без которых данные действия не могли быть совершены. Это касается самого Лукашенко, начальника «Белаэронавигации», которому уже предъявлены обвинения в США за воздушное пиратство с самолетом Ryanair, начальников гомельских пограничных служб и непосредственных исполнителей этих приказов.

Какими могут быть приговоры для беларусских военных за соучастие в агрессии?

Каждый приговор индивидуален, поскольку каждое преступление индивидуально. Когда речь идет о военных преступлениях, речь не идет о штрафах и порицании. Все приговоры выражаются в лишении свободы, и эти сроки измеряются годами.

Как Запад сможет арестовать военных преступников?

Это может происходить в виде международного розыска этих лиц до того, как власть в Беларуси изменится. В конце концов, это случится, и любому преемнику Лукашенко придется этот вопрос разрешать.

Уже сейчас есть уголовное производство в отношении российской агрессии на территории Украины, в отношении военных преступлений, и уже сейчас идет обсуждение, что Лукашенко — пособник.

Но он же не лично это делал, у него есть ряд исполнителей. И по всем этим людям материалы есть, и, как только это станет возможно, материалам будет дан ход.

Кто виновен в первую очередь — офицеры или солдаты?

Речь идет о военных преступлениях. Тут должно быть не вместо, а вместе. Обвиняются все: и кто отдал приказ, и непосредственный исполнитель. И дальше уже будет зависеть от конкретной роли данного исполнителя и о доле его осведомленности. Если предположить, что руководитель аэродрома на семидесятый день войны знал и понимал, что с его аэродрома вылетают самолеты, которые бомбят жилые дома, но тем не менее он позволял этому случаться и помогал организовывать. Это уже преступное бездействие или действие. Относительно технического персонала суд будет рассматривать долю участия и степень их осведомленности.

Что может сделать военнослужащий, получивший преступный приказ?

Любой военнослужащий лучше адвоката знает, как саботировать приказ, который ему не хочется выполнять, или понимает, что, выполняя его, он подставит себя под ответственность. И что начальник, отдавая ему этот приказ, хочет ответственности избежать. Известно много случаев, когда в ответ на устный приказ солдат просил зафиксировать приказ в письменном виде. И после этого ему не приходилось этот приказ выполнять. 

Ранее

Беларусский рубль укрепляется. Но есть подвох

Далее

Как Беларусь ввязалась в войну, или 7 глобальных проблем госуправления

Читайте далее