Если вы способны к эмпатии, вряд ли вам удастся представить, что происходит в голове агрессора и соучастников насилия «после». Не говоря уже о том, как вообще можно пытать детей, работать на пропаганду и давать многолетние тюремные сроки своим же ровесникам. 

Но психологи не оставляют попыток разобраться (хотя бы схематично) в этой «инопланетной» логике, чтобы однажды, наконец, создать психологическую «прививку» от насилия.

Обсуждая связанное с репрессиями в Беларуси насилие и его влияние на психику, как правило, мы вспоминаем жертв. А как насчет психики судьи, вынесшего несправедливый приговор? 

Или начальника Володарского СИЗО Олега Алкаева — участника «расстрельной команды»?

После вынесения смертного приговора Алкаев страдал от галлюцинаций: чудился расстрел, стоны.

«Это длилось три дня, – отрывок из книги Алкаева. – Я сознательно выбрал дежурство на Новый год, чтобы родные не заметили изменений в моем поведении. Только после Нового года и приличной дозы алкоголя я впервые за три дня заснул с выключенным светом и без кошмаров. Появилось желание все бросить и больше никогда не участвовать в подобных мероприятиях»

Но такие случаи, скорее, исключение из правил. Вот что правозащитному центру «Вясна» рассказал психотерапевт, работающий с субъектами насилия:

«Случай, описанный выше, произошел потому, что события развивались резко, без подготовки. Такое еще случается с людьми с сильным внутренним сопротивлением происходящему». 

«Если лягушку бросить в горячее молоко, она попытается выпрыгнуть, спастись. Если лягушку посадить в холодное молоко и поставить на газ, то молоко будет нагреваться постепенно, лягушка ничего не заподозрит и закипит. То же самое происходит и с человеческой психикой»

Психотерапевт

Для большинства сотрудников «правонарушительных» органов эскалация насилия была постепенной: сначала я позволил себе оскорбить подозреваемого, потом грубо задержать, ударить — и вот я его убил.

А тут еще и легитимизация насилия на государственном уровне. Беларусь — иллюстрация «банальности зла» немецкого философа Ханны Арендт на практике:  зло совершают обычные люди, принимающие как норму установленный в обществе порядок и добросовестно выполняющие обязательства, предписанные им действующим законом. 

Как они не сошли с ума от собственного насилия? Объясняют в правозащитном центре «Вясна».

А вот как: «Чтобы не сойти с ума, я должен объяснить себе, зачем я это делаю». Но для эффективного разбора интеллект и внутренние морально-этические ориентиры не всегда дотягивают — вот и приходится обращаться к простому и понятному.

Например, такому:

«Все, кто со мной не согласны — враги. Я нахожусь среди врагов, а значит, если я сильнее, я их караю, если слабее — прячусь и маскируюсь, жду. Тогда я вынужден делить мир только на черное и белое. Те люди, которые не враги, просто обмануты врагами, но придет время — и  они будут превозносить меня как героя, прославляя мои поступки».

Да, звучит как абсурд. Но примерно такие мысли в их головах.

Мало того, многие думают, что момент геройства и славы уже пришел.

При этом в свободное от геройства время агрессоры часто создают вокруг себя иллюзию, что «они как все», обычные приличные люди. А неочевидные бытовые проявления агрессии можно бесконечно оправдывать разнообразными причинами (кроме очевидной).

Так можно ли перевоспитать омоновца?

Вот лишь некоторые типичные последствия для психики беларусского карателя: алкоголизм, насилие над близкими, безостановочное  всепоглощающее чувство вины и страха наказания, нарушения сна, аппетита, сексуальная дисфункция и даже сердечно-сосудистые болезни.

При идеальном стечении обстоятельств «беларусский каратель» вполне может признать свои ошибки и выработать новую модель поведения. 

А если нет?

В здоровое общество со сформированными моралью и ценностными ориентирами (Новая Беларусь) такие люди просто не смогут интегрироваться без отказа от своих деструктивных установок. 

К сожалению, пока общество не созрело до условной Новой Беларуси, такие индивиды легко занимают позиции власти — и интегрироваться уже приходится людям со сформированной моралью и ценностными ориентирами. Со всеми вытекающими последствиями.

Так что «прививка» от эпидемии насилия в обществе — только образование и личная ответственность.

Фото: Instagram / karikatu.rama

Ранее

Новости регионов: драка на границе и уголовное дело за шутку

Далее

Итоги саммита ОДКБ. Путин и Лукашенко убеждают союзников бороться с «нацистами»

Читайте далее