Если обвинения за преступную БЧБ-символику постепенно выходят из моды, то статьи за «распространение экстремистских материалов» в последнее время пользуются у судей тревожной популярностью. Что может грозить «распространителю» и как случайно не попасться на преступном лайке в фейсбуке?

В кривом зеркале беларусского законодательства «мирность» или независимость проекта прямо пропорциональна степени его «экстремизма». Самим создателям «экстремистского» контента грозят годы тюрьмы (в худшем случае — пуля), а факт прочтения, открытия, подписки и даже просто лайка таким платформам может стать поводом оказаться на «сутках», заплатить штраф или остаться без телефона.

Вот хроники зачисток (по данным правозащитников «Вясны»): 

  • только с начала этого года за «распространение экстремистских материалов» осудили не меньше 455 человек.
  • в апреле вынесли по крайней мере 83 приговора по теме. При этом у 45 осужденных конфисковали телефоны.
  • начальник отдела ГУБОПиК Юрий Ткачук 16 мая заявил о 237 задержанных. 
  • сегодня более 633 telegram-каналов помечены особым «знаком качества» — статусом экстремистского формирования.

Кстати, насчет последних. В черном списке, который можно продолжать вечно, оказались:

  • «Экономика Беларуси» (весьма символично).
  • «Мотолько помоги» с его детищем по отслеживанию российской военной техники на нашей территории «Беларускi Гаюн».
  • Телеграм-канал «Буслы ляцяць» вместе с чатом.
  • Ресурс Dze.chat и все объединенные ресурсом телеграм-каналы, инициативы «Рабочы Рух/Расширенный круглый стол».
  • Телеграм-канал «Дружины Народной Самообороны — ДНС» и телеграм-чат «ДНС чат».
  • «Честные люди».
  • «Беларусь головного мозга».
  • «Чай з малинавым варэннем».
  • «Флагшток».

Орденом «за экстремизм» наградили, кроме того, сотни других каналов и локальных/районных/дворовых телеграм-чатов. 

«В общем, типичный пример имитации бурной деятельности. Как и в случае со статусом экстремистов, массовость в этом вопросе лишает всю эту историю смысла. Когда экстремистом был только Nexta, его не цитировали. Когда экстремистами стали все, то оковы пали», – так комментировали события аналитики-экстремисты телеграм-канала «Ник и Майк»

Выше речь шла только о главном рассаднике экстремизма — Telegram. Очевидно, для полноты картины не хватает ресурсов в Youtube, Facebook, Instagram, TikTok и Twitter (не говоря уже о набирающей обороты тенденции «банить» печатные издания и книги).

Кстати, список экстремистов регулярно пополняется на сайте инициативы Reform.by в этом разделе  «качественной литературы».

Очень преступные репосты (источник — правозащитный центр «Вясна»)

Из последнего: пропавший несколько дней назад экс-политзаключенный 20 мая нашелся на Окрестина. 

Артем Дубский на свой страх и риск приехал из Польши в Беларусь навестить родственников. Но на родине его встретили арестом и избиениями КГБшники. Хотя сперва Артема отпустили, уже через два дня, 13 мая, в Осиповичах бывшего (до сих пор) политзека затолкали в микроавтобус и увезли. 

Только 20 мая выяснилось, что в тот день Артема увезли в минскую больницу скорой помощи, а оттуда, видимо, на Окрестина. Сегодня Артем входит в число отбывающих наказание по статье за распространение того, что нельзя распространять. 

Как выяснилось, среди «экстремистов» есть и священнослужители. Так, в конце апреля ксендза Игоря Лашука оштрафовали почти на 1000 рублей за «распространение».

Об этом он сообщил 20 апреля на своей странице в Facebook:

«Может быть, завтра суд. Дело сшито. Экстремальные каналы “Белсат” и “Радио Свобода” (кстати, слушаю его с 1988 года, еще во времена советов). Короче говоря, я экстремальный ксендз»

Игорь Лашук

Вместе с ксендзами в Беларуси бесчинствуют и «экстремальные пасторы». Служителя протестантской церкви и члена БСДП Романа Рождественского 5 апреля судили по аналогичной с коллегой статье за тот же вид преступной деятельности — репост с «экстремистского канала и лайк в фейсбуке под постом от 2020 года. 

Все закончилось штрафом в 640 рублей (20 базовых величин). 

В продолжение темы преступных репостов. Музыканту Владиславу Плющеву повезло меньше священнослужителей — в середине апреля его арестовали на 25 суток за подписку и репосты с экстремистских каналов. 

Владислав — гитарист Pomidor/off, играл в «Крамбамбуле» и Zet. Его задержали 12 апреля, не забыв выложить в провластные телеграм-каналы традиционное покаянное видео, на котором он говорит, что ходил на марши в 2020 году, подписан на «экстремистские» каналы и (о, ужас!) делал с них репосты, а также регистрировался в плане «Перамога».

Спустя около двух недель бывшая доцент кафедры итальянского языка в МГЛУ Наталья Дулина безуспешно пыталась объяснить участковому, что быть подписанной на «экстремистский» канал «Радые Свабода» — не правонарушение. 

Но ответом было: «Вы ошибаетесь, я позже вам это докажу».

26 апреля Наталью осудили за «хранение информационной продукции канала на YouTube с названием “Радыё Свабода”». Протокол милиционер составлял по скриншотам, на одном из которых была страница канала с надписью: «Вы подписаны на канал «Радыё Свабода”». 

Как защититься?

  • Всевидящее око ГУБОПа

Силовики старательно вбрасывают в чаты информацию о том, что у властей есть супер-база всех беларусских абонентов и их аккаунтов в Telegram. Но это не совсем так.

«Такая база существует, но она наполняется по мере задержания людей и извлечения данных из их смартфонов, – рассказал представитель BYPOL в интервью Zerkalo.io. – То есть нельзя говорить обо всех номерах Беларуси. Поэтому если телефон побывал в руках «правоохранителей», аккаунт небезопасен. И смена названия аккаунта — не панацея. Система видит уникальный Telegram ID, который привязывается к номеру телефона. Только новый аккаунт к новому номеру телефона». 

  • Анализ трафика

Бывший подполковник милиции Станислав Лупоносов в интервью «Нашай Нiве» говорил, что при желании силовики могут отследить пользователя «по трафику». Представитель BYPOL считает, что такой способ действительно могут использовать, есть оговорка: 

«Анализ трафика — очень тонкая работа, которую в Беларуси способны проделать единицы»

Представитель BYPOL

Станислав рекомендует ничего в чатах и комментариях не оставлять (речь о картинках и файлах). Если же возникла такая необходимость — только платный VPN + параллельно включать YouTube или онлайн просмотр фильма (это смешает трафик и существенно затруднит работу по анализу).

  • Информация о пользователе

«Сопоставить ник в Telegram с личными данными человека не так просто, если он скрыл в профиле свой телефонный номер. Но можно отследить его через связи с другими пользователями, у которых телефон в профиле не скрыт, в других социальных сетях».

В телеграм-канале «Первый отдел» также писали, что по статистике суды удовлетворяют 99% просьб силовиков о прослушке или чтении личной переписки — вы можете даже не подозревать, что во время ваших разговоров присутствуют слушатели в погонах.

97% беларусов уже давно выучили, что такое VPN и двухфакторная идентификация. Но этого все равно мало для полноценной защиты. Так что рекомендуем прямо сейчас взять на вооружение инструкцию “Первого отдела” по инфобезопасности.

Фото: протесты в Минске / onliner.by

Ранее

Военный дайджест: утро 23 мая

Далее

На что живет Офис Светланы Тихановской

Читайте далее