Год назад в Национальном аэропорту «Минск» совершил вынужденную посадку самолет авиакомпании Ryanair, на борту которого находились Роман Протасевич и София Сапега. Принудительная посадка вызвала международный резонанс, а организация гражданской авиации (ICAO) начала расследование по поводу данного инцидента. Рассказываем, что известно спустя год.
Самолет авиакомпании Ryanair выполнял международный пассажирский рейс по маршруту Афины-Вильнюс, однако через несколько минут после входа в воздушное пространство Беларуси авиадиспетчеры передали пилотам сообщение о бомбе на борту. За несколько минут до выхода из воздушного пространства РБ самолет развернулся и направился в Минск. После приземления в аэропорту Минска КГБ задержал двух пассажиров: оппозиционного деятеля и журналиста Романа Протасевича и его девушку Софию Сапегу.
Событие вызвало большой международный резонанс. Ряд стран закрыли свое воздушное пространство для беларусских самолетов, ЕС ввел очередной пакет санкций против режима Лукашенко. Глава компании Ryanair Майкл О’Лири назвал посадку самолета «актом пиратства, спонсируемым государством», а международная организация гражданской авиации (ICAO) начала расследование данного инцидента.
Нелегитимные власти пытались представить свою версию событий, первоначально сообщалось, что самолет совершил экстренную посадку, после они изменили основную версию, сказав о том, что в национальный аэропорт «Минск» пришло сообщение о минировании от представителя террористической группировки ХАМАС. Однако в несвязную версию произошедшего никто не поверил, всей мировой общественности казался очевидным тот факт, что самолет был перехвачен с одной целью — арест Романа Протасевича. Международная организация гражданской авиации (ICAO) провела собственное расследование, в январе 2022 года организация выпустила отчет об установлении фактов инцидента с посадкой Boeing в Минске, он был направлен в адрес государств, входящих в организацию, однако открыто не публиковался. Некоторые издания опубликовали краткое изложение данного отчета.
В отчете международная организация подчеркнула, что сообщение о минировании самолета было «намеренно ложным и поставило под угрозу безопасность самолета во время его полета», что является прямым нарушением Монреальской конвенции. Это утверждение доказывает тот факт, что на борту самолета никакой бомбы обнаружено не было. Помимо этого, обнаружены несостыковки во времени отправки электронного письма в аэропорты Вильнюса, Минска, Софии, Бухареста, Киева и Афин. В аэропорт Вильнюса первое письмо было направлено в 12:25 по местному (беларусскому) времени, в Афины — в 12:26, в Софию письмо поступило в 12:27, в Бухарест — в 12:28, в Киев — в 12:34, в Минск — в 12:56. В аэропорту Вильнюса письмо было обнаружено на следующий день, в аэропортах Киева и Афин письма не были получены.
О нестыковках во времени заявили также расследователи центра «Досье», по их данным, в 12:33 диспетчер сообщил пилоту о получении письма о минировании, борт изменил курс в сторону Минска в 12:47, само письмо о минировании пришло на электронную почту Национального аэропорта в 12:56. Позже представители Proton подтвердили, что сообщение о минировании самолета Ryanair было отправлено после того, как борт развернулся в сторону Минска.
Международная организация гражданской авиации ответила на волнующий вопрос об истребителе МиГ-29, который сопровождал гражданский борт и по предположениям вынудил самолет зайти на посадку в аэропорт Минска. Согласно отчету, пилоту военного самолета была поставлена задача помогать в случае необходимости поддерживать связь диспетчера с лайнером.
В расследовании отдельное внимание уделено нарушению правил безопасности беларусской стороной. Ведь, как заявляли представители режима, самолет был заминирован, однако по данным расследования, во время обыска проводимого на борту, в самолете находился один из членов экипажа, что нарушает правила безопасности в такой ситуации, кроме того, не был введен режим антитеррористической операции.
Кроме ICAO, собственные расследования проводили структуры Литвы и Польши, а также ФБР, но ход расследования не разглашается. Однако в декабре 2021 года в газете The New York Times со ссылкой на источники в польских спецслужбах была опубликована информация о диспетчере минского аэропорта Олеге Галегове, который контролировал ход полета рейса Афины-Вильнюс. Он подтвердил, что посадка самолета была принудительная и ход операции контролировался КГБ, а с ним в диспетчерской находился офицер КГБ. Польская сторона также опубликовала запись переговоров экипажа Ryanair с диспетчером и неизвестным третьим лицом, который, по мнению польских спецслужб, является сотрудником КГБ.
Совет ICAO в феврале решил продолжить расследование инцидента с рейсом Ryanair, на данный момент детали дальнейшего расследования неизвестны. Спустя год после принудительной посадки самолета компании Ryanair спецпосланник США по Беларуси Джули Фишер подчеркнула, что США поддерживают усилия ICAO по расследованию, а также осуждают действия Лукашенко.
«Страны всего мира давно сотрудничают, чтобы обеспечить безопасность пассажирских рейсов, но режим Лукашенко намеренно подорвал это доверие, перенаправив международный рейс, чтобы подавить инакомыслие, заставить замолчать независимые голоса и послать зловещий сигнал оппонентам, что, находясь за пределами границ Беларуси, не было гарантией безопасности. Мы поддерживаем усилия ICAO по полному расследованию этого инцидента и ожидаем публикации окончательного отчета», – говорит Фишер.