В школах проводят информационные часы, посвященные идеологии Лукашенко, на детей пытаются воздействовать, а иногда их даже используют ради своих целей, например, обманом заманивают на парад ко Дню Победы под предлогом прогулки в парк (да-да, это реальный случай). Что об этом всем думают сами школьники? Поговорили с двумя восьмиклассниками о трудностях жизни учеников беларусских школ.

Антон

Большинство в нашем классе не поддерживает Лукашенко. Но половина класса при этом записалась в БРСМ, потому что их убедили в том, что летом можно заработать, делая табуретки за 50 рублей, плюс будут положены всякие преимущества, вроде поступления в университет.

А еще у нас каждую неделю по выходным обязательны всякие походы в музеи, с каждого класса всей параллели записывают по четыре человека, которые обязаны посещать такие мероприятия. Я не ходил туда ни разу, остальные ходят. 

Еще у нас проходят в актовом зале обязательные мероприятия, посвященные разговорам о том, какая у нас прекрасная страна и как много хорошего Лукашенко сделал для молодежи. Причем они умалчивают о том, что у нас происходит, коверкают историю, приписывая себе заслуги прошлых лет, к которым они не имеют никакого отношения… Что меня удивляет, многие на это ведутся. Кто-то верит, например, что война в Украине это «спецоперация».

Я думал это относится больше к старому поколению, потому что у них туго с интернетом, они больше смотрят телевидение. А тут молодежь ведется на это все. И хотя большинство относится к этому отрицательно, они все равно не высказывают открыто свою точку зрения.

У нас в принципе в школе никто не высказывается, потому что были такие случаи, когда говорили о политике, и тогда заводили к завучу или к директору. Все этого очень боятся, говорят, что они там угрожают, но я с таким не сталкивался ни разу.

Еще любят ставить всякие видео патриотического характера, наша классная такое очень любит, она за Лукашенко.

Среди педагогов есть те, кто против этого всего, но их также запугивают, они не могут высказывать свою точку зрения, не навредив себе.

Самое ужасное, что все мероприятия, которые устраивает школа, нельзя пропускать. Ну только по болезни можно пропустить. А если ты говоришь, что не пойдешь и не хочешь, будут проблемы с учителями. Они начинают давить, расспрашивать, почему пропустил, относятся предвзято, портят оценки, постоянно придираются. Поэтому дети посещают все эти мероприятия, чтобы с этим не сталкиваться. Никто не хочет проблем. Я обычно говорю, что заболел и не хожу никуда, родители мои против всего этого, поэтому мы хитрим.

На самом деле мы сейчас беспомощны перед всем этим. Мы ничего не можем сделать. Хотя не принимаем режим и идеологию Лукашенко, но нас заставляют молчать и идти на поводу классных руководителей и БРСМ.

После окончания школы я хочу уехать учиться за границу. Даже в принципе уехать. Всей семьей. Я боюсь, что в будущем будет все, как описано в запрещенной сегодня книге «1984». Когда полиция мысли будет следить за каждым твоим движением.

Alexander Zenkovich/носит иллюстративный характер

Сергей

В моем классе один человек поддерживает войну в Украине, он за Путина, нас он этим очень напрягает. Как-то у всего класса забрали телефоны, а у этого парня на заставке телефона буква «Z» с российским флагом, так вот его педагог похвалил за такую заставку.

Многие  учителя тоже напрягают, особенно те, кто говорит нам, что Путин и Лукашенко — это хорошо. Если мы обсуждаем на переменах политику, нам говорят, что, во-первых, о политике говорить нельзя, а во-вторых, у нас неправильные политические взгляды. Нас это, конечно, раздражает.

В другой школе, год назад это было, я ходил с белым браслетом, и как-то его снял и положил на парту. Вышел из класса, а когда вернулся, браслет выбросили в мусорку. В той школе практически все педагоги поддерживали режим.

Еще, конечно, стоит рассказать про БРСМ. Была у нас дикая история. Как-то нам предложили поучаствовать в какой-то фотосессии в белых одеждах вместо уроков.

Я рассказал об этом маме, мама стала узнавать, что же это за фотосессия такая. Оказалось, что эти фотографии собирались выложить на каком-то сайте с подписью БРСМ и красно-зеленым флагом, нам об этом не сообщив. А с одной девочкой так и случилось, ее забрали с уроков на фотосессию, а потом ее фото увидели на каком-то государственном сайте с прифотошопленным флагом БРСМ. 

Среди моих одноклассников нет тех, кто поддерживает режим, БРСМ и это все. Я никуда вступать не хочу и не буду.

В нашу школу иногда приходят милиционеры, проводят часовые лекции о вреде наркотиков и все такое. Перед 9 Мая учителя рассказывали о войне в Украине, о том, что это выгодно России, я не хотел слушать эту дичь.

Среди педагогов в школе кто-то за Лукашенко и Путина, кто-то против. Большинство моих одноклассников против режима, но не все озвучивают свои мнения.

Бесит, что некоторые учителя позволяют себе загнобить ученика. Унижают, иронизируют, делают так, чтобы над ним смеялся весь класс, и это всего лишь за то, что у человека не получается что-то, он плохо понимает предмет. Я считаю, что так поступать нельзя, если ты чего-то не знаешь, нужно помогать, а не унижать. 

В будущем хочу после девятого класса уйти учиться в колледж. А что будет дальше, трудно сказать.

Обложка — (носит иллюстративный характер) Alexander Zenkovich

Ранее

Беларусская скорая психологическая помощь жертвам войны

Далее

«Успех» национализации — банкротство очередного предприятия

Читайте далее