Когда-то близкие люди резко стали врагами. Кто-то находится в перманентном состоянии, вроде бы и общаются, но с осторожностью. Кто-то навсегда потерян, несмотря на годы дружбы и тепла. Как политика нас разделила и стоит ли сохранять отношения с теми, с кем не совпадают ценности и мировоззрение? Колонка Анны Златковской.

Анна Златковская

Если бы мне лет так семь назад сказали, что наши близкие друзья навсегда канут в лету, я бы удивилась. Что такого страшного должно произойти, чтобы перестать общаться с нашими Сашей и Викой? Мы были свидетелями на их свадьбе, вместе растили детей (хоть у них и разница в возрасте, но родительство всегда сближает), делились творческими планами и поддерживали друг друга. И это все будет уничтожено навсегда? Оказалось, такое возможно. 

У нас триггером разрыва стала та самая фраза, от которой болит похлеще пульпита: «Не все так однозначно». Пытаясь разобраться, как умный образованный человек может быть таким слепым, выяснилось, что вся фактология строится только на российских источниках. Попытки рассказать, что информацию нужно читать из разных СМИ, докапываясь до сути, провалилась. Убитые украинские детки перекрывались «Аллеей ангелов», под этот аргумент, собственно, попала вся война в Украине. Так с громким хрустом переломилась ветка нашей дружбы. Общаться, доверять что-то человеку, который оправдывает убийства в Буче, нет смысла. 

К сожалению, моя история не уникальна. Беларусов, чьи семьи и дружеские связи стали разваливаться на части, как обломки тонувшего корабля, очень много.

Вот Ирина рассказывает, как родная сестра угрожала ее дочери (своей племяннице), что сдаст ее, ведь та ходила на марши и была против Лукашенко. «Ты поддерживаешь нацистов! В войну таких, как ты, расстреливали!» Дочка спорила, пытаясь раскрыть глаза тете. В итоге Ирина и дочка испугались, что та в итоге вызовет ОМОН, и заблокировали родственницу. А позже выяснилось, что сестра попала в Черную книгу: в первые дни после выборов она сливала, где и у кого висит бело-красно-белый флаг. С тех пор никакого общения.

А еще Ирина сказала, что родственники из Украины, которые много лет живут в России, поддерживают в войне именно Россию! Атакованы российской пропагандой и искренне верят, что украинцы убивают сами себя, а русские военные знают, что делают.

«Самое страшное, что все родственники за убийство украинцев. Они так и говорят, что этих нациков давно пора уничтожить».

Ирина добавляет, что сколько бы ни пыталась рассказать родне правду (а это единственная причина, по которой она поддерживает связь), переубедить их в чем-либо не получается.

протесты 2020, фото: Alexander Zenkovich

А вот еще одна история о том, как дочь не может понять отца, а отец понять дочь. «Обидно, что раньше папа был за нас, а в связи с войной — занял пропутинскую позицию. И я никак не могу до него достучаться. Он твердит про Донбасс, где вы были восемь лет и вот это все. У старшего поколения какой-то салат в голове. Низкий уровень образования, совковые взгляды, нежелание слушать своих детей, желание быть на стороне сильного… В общем это все дает свой результат».

А вот еще один пример. Светлана с горечью рассказывает, что в их семье она практически одна за перемены и против диктатуры. Мать и сестра упрямо верят пропаганде. Светлана, конечно,  рассказывала и показывала фото избитых маме и сестре, доказывая дикость случившегося, но на это у мамы всегда был один ответ: «Какая ложь! А вы вот не ходите и не пишите! Не надо подрывать государственность!» Когда Светлана спрашивает у мамы, есть ли у той понимание, что такое государство и для чего оно нужно, мама эмоционально отрубает: «Вот так, как есть, и хорошо! Это Россию хочет весь мир задавить, но у них не получится».

Светлана признается, что это просто невозможно — так жить и все это выслушивать. И печально, что нет никакой возможности донести правду. Да и сохранить тепло отношений.

У другой женщины разногласия с мужем. Представляете, каково это — жить бок о бок столько лет и вдруг обнаружить, что ваши ценности такие разные! А ведь диктатура, Украина — это все про ценности. Гуманность, достоинство, демократия, соблюдение законов. Такие простые постулаты, которые опровергаются людьми, слепо верящими лживой истории про спецоперацию или спасение страны от загнивающего Запада.

Одна дама поделилась своей историей, там оказалось все гораздо интереснее. Сестра мужа замужем за милиционером, который поддерживает режим. Сама же сестра в 2020 словила волну и решила побывать на маршах. «Потому что это было модно», – говорит героиня этой истории. А потом, когда протесты стали опасными, да и страшно оказаться в СИЗО, она переметнулась на другую сторону. Плюс муж поспособствовал быстрому решению выбора стороны, так как работает милиционером. С родителями хорошие отношения как раз у сестры. Они радостно принимают дома и мужа-мента, посадившего хорошего человека за комментарий, и сестру, поддерживающую мужа, а нашу героиню — нет. 

Я привожу много примеров женщин (так вышло), но таких грустных примеров много и у мужчин (гендер совсем ни при чем). Я знаю тех, кто общается со своими родителями, словно бредя по минному полю, аккуратно обходя тяжелые темы. Потому что родители за Лукашенко, за спецоперацию, а сыновья — нет. И можно было бы ругаться и стоять на своем, но страшно, ведь родители пожилые люди, потом будешь еще и виноват за внезапный инсульт. 

Такие вынужденные отношения по факту родства.

протесты 2020, фото: Alexander Zenkovich

И что в итоге-то? Эти истории пример небольших личных катастроф. Если я могу отречься от друзей-поклонников спецоперации, отказаться от близких семейных уз для многих — сродни предательству. Довольно болезненно отречься от мамы или папы, хотя и не разделяешь их позиции и в чем-то даже презираешь. Ведь если бы все беларусы были на стороне перемен, были против диктатуры, мы не имели бы Черную книгу карателей, да и самих карателей, не оплакивали бы смерти стольких прекрасных людей, не носили передачи в СИЗО, не писали бы письма политзекам. Наш враг был бы очевиден и ему было бы весьма неуютно, осознавай он, что все девять (условно) миллионов беларусов не собираются терпеть его у власти. Но наша история, увы, другая. Приходится мириться с теми, кто упрямо верит пропаганде, злится на сторонников демократии, пытаясь сохранить этот шаткий добрый мир.

Но есть и нечто хорошее, даже в этой катастрофически сложной ситуации, у тех же отцов и сестер перед глазами пример таких же близких людей, которые не сдаются в своей позиции и потихоньку да доносят свою правду. Правду о добре и мире, а не вот это все дикое и отвратительное нечто. Вода точит камень. Значит, и у нас получится.

Обложка — Вадим Змировский/TUT.BY

Ранее

Военный дайджест: утро 8 июня

Далее

«Забота» о популяции краснокнижных животных, или колбаса «Беловежский трофей»

Читайте далее