Если обратить внимание на то, что нас окружает каждый день — неблагоустроенные дворы, стихийные свалки, изуродованные очередной обрезкой деревья, то легко понять, что все это хоть и зависит от политики режима, добиться перемен к лучшему можно и в нынешних условиях. Многое в этом направлении делает организация «Экодом», которая продолжает отстаивать права беларусов на безопасную окружающую среду и экологически дружественный образ жизни. Так что именно может сделать каждый беларус и насколько безопасно бороться за перемены на локальном уровне? Рассказывает экозащитница, глава правления общественной организации «Экодом» Ирина Сухий.

Ирина Сухий

У нас был случай, когда женщина пыталась защитить от вырубки дерево, а к ней приехал ОМОН. Но, мне кажется, это, скорее, исключение, чем правило. Видимо, какая-то неадекватная реакция «Зеленстроя».

Дело в том, что, несмотря на правовой дефолт в стране, экологические вопросы людям иногда решить получается. Существует экологическое законодательство, которое требует определенных действий, и они соблюдаются.

Например, у нас четко регламентирован сбор мусора. На нашем сайте есть инструкция, как можно добиться того, чтобы у вас во дворе поставили контейнеры для раздельного сбора мусора.Точно так же важно, когда происходят вырубки или обрезки как минимум подходить к работникам и спрашивать, есть ли у них документы. Потому что были случаи, когда люди спрашивали и оказывалось, что эти работники пилят не то дерево, которое указано у них в документах. Такой общественный контроль в любом случае заставляет все эти структуры вести себя более ответственно, а не как угодно.

Из нашего прошлого опыта есть пример, когда экоактивисты на местном уровне следили за тем, что происходит, тогда и «власти» начинали себя вести аккуратнее. Когда они понимают, что людям не все равно, они опасаются. Ведь и их наказывают, когда они нарушают законодательство.

Как, например, ГАИ реагирует, если кто-то припарковался на зеленой зоне.

Еще с давних времен была в министерстве горячая линия, и они говорили, что 80% обращений связаны с вырубкой деревьев.Многих волнует раздельный сбор мусора: у людей возникают вопросы по поводу того, что приезжает машина и все сваливает в одно место. Это не совсем так.

Действительно, контейнеры с пластиком и бумагой могут собираться воедино, потому что это все едет на перерабатывающий завод. А то, что мусор разделен, помогает его легко отсортировать. Криминал — это когда общий мусор смешивается с тем, что сортируется раздельно. За этим тоже можно следить и обращать на это внимание.

Есть еще такие случаи, когда планируется строительство и это может ухудшать экологическую обстановку. Мы все помним про Брестский аккумуляторный завод, который, к сожалению, заработал. Тем не менее эти выбросы нужно контролировать и запрашивать экологическую информацию по поводу них, потому что все предприятия должны иметь системы, контролирующие свои выбросы. Эти данные должны быть в общем доступе. Если эту информацию не вывешивают на сайте, то ее можно запрашивать. Хотя она должна быть публична.

Если говорить о строительствах проще, то удавалось, если не отменить строительство, то как минимум заставить застройщика применять природоохранные меры. Или увеличить санитарную зону, поставить фильтры, если есть какие-то выбросы. Это все не бесполезно. Но если раньше мы стимулировали всех, что делая что-то, можно чего-то добиться, а если не добились, то можно пойти в суд, то сейчас нет доверия к судам. Тем не менее удается какие-то вещи отстоять. Это важно.

Особенно сейчас, когда закрыты экологические организации, активисты не так активны, но экологические проблемы не исчезают и нужно все равно обращать на них внимание. И защищать свое, то, что рядом, пытаться сделать более экологически благоприятным.

Ранее

Басков высказался об убийстве Романа Бондаренко

Далее

Мининформ пожаловался в Google на блокировку пропагандистских Telegram-каналов

Читайте далее