Продолжаем фиксировать репрессии. Градус страха снижать нельзя — так что «прополки» кое-где пошли уже по третьему кругу (не зацепленных «экстремистов» просто не осталось). Тем не менее Беларусь «жыве»  вопреки всем чисткам.

Хороших новостей мало. Это сразу понятно по количеству политзаключенных: 10 июня их число достигло 1235 (на 14 человек больше в сравнении с прошлой неделей). В последние дни, если и были робкие намеки на хорошую новость, тут же появлялось какое-нибудь «но». 

Журналист, урбанист, экстремист

«Мне кажется меньшей мукой отбыть в тюрьме выдуманный срок, чем прощаться с Родиной», – написал фрилансер «Радио Свобода» и городской активист Андрей Кузнечик другу.

…После этого Андрея задержали. И к статусу журналиста (причем весьма безобидного даже по режимным «стандартам»), велосипедиста и урбаниста добавился «экстремистский». Кузнечику дали 6 лет колонии усиленного режима по ч. 1 ст. 361-1 УК.

Андрей Кузнечик и Алеся Рак с сыном Матвеем. Фото: личный архив Алеси Рак

Дома его ждет жена и двое детей — 2-летний Матей и 8-летняя Янина. Отца забрали на их глазах 25 ноября 2021 года. Первоначально журналиста арестовали на 10 суток за якобы мелкое хулиганство, потом дали еще 10 суток за то же самое. 

Но когда все «змагарские» списки закончились, силовики решили пройтись по самым безобидным «экстремистам». Под горячую руку попал и Андрей: в конце мая выяснилось, что на него завели успевшее стать народным уголовное дело «за создание экстремистского формирования или участие в нем». 

Андрей пишет детям стихи из заключения.

Медиа, «к которым не приходили», уже просто не осталось

Кузнечик — не первый политзаключенный-свободовец: фрилансеру Игорю Лосику присудили 15 лет лишения свободы, журналисту Олегу Груздиловичу — полтора года лишения свободы. И это далеко не все арестованные сотрудники «Свабоды».

Также напомним: на днях начался суд над сотрудниками старейшего (и далеко не самого «экстремистского») информационного агентства БелаПАН. Список «медиа-экстремистов» совсем скоро с вероятностью в 99% пополнит и многостаральный «ТУТ.БАЙ медиа».

Фото: Дарья Бурякина / tut.by

Журналисты на скамье подсудимых, массовые пополнения в списках экстремистских организаций и формирований вместе с угрозами голодом вполне могут быть частью традиционной «торговли заложниками» (но не все так однозначно).

Сейчас в плену «самой опасной страны для журналистов в Европе» находятся 28 представителей беларусских медиа.

Из последнего: редактору интернет-издания «Ежедневник» Сергею Сацуку, который находится в СИЗО уже полгода, предъявили обвинения еще по двум статьям УК, сообщает Беларусская ассоциация журналистов (БАЖ).

Кроме «получения взятки», Сацука подозревают в «разжигании социальной вражды или розни» и «превышении служебных полномочий». Что именно инкриминируют редактору «Ежедневника», пока неизвестно. Но мы следим за развитием событий.

Другим «кузнечикам» повезло больше

Дальние родственники фрилансера «Свабоды» Андрея — отец и сын Кузнечики — на днях совершили успешный побег из «Мордора». Это одна из немногочисленных хороших новостей. 

Виталий и Владислав Кузнечики. Фото: BPN

Два года они спасались от преследования властей в посольстве Швеции в Минске. Сейчас отец и сын, наконец, в безопасности — в Латвии. Там с ними, кстати, встретилась Светлана Тихановская.

Да, «спасались от преследования властей в посольстве» — это значит жили прямо на его территории. Дипломаты Кузнечиков не выдавали. 

Вот как это было: в сентябре 2020 года Кузнечики приняли участие в акции протеста в Витебске, за что получили уголовное дело. 11 сентября они пришли в шведское посольство и попросили убежища. Им отказали — и тогда отец и сын просто перепрыгнули через забор, где и прожили почти два года.

Еще немного хорошего

Правозащитники сообщают: уголовное преследование трех фигурантов дела «Рабочага Руху» приостановлено.

Дмитрий Елесеев и Светлана Зыль. Фото: личный архив

BPN и @viasna96 сообщили о том, что Дмитрий Елисеев, Светлана Зыль и Маргарита (фамилия неизвестна) теперь просто свидетели. Им больше не угрожает срок «за измену родине».

Но:

По этому делу по-прежнему проходит 21 человек — все из-за страйков. 

Снова «преступные» татуировки

«Мода» на причину задержаний меняется каждую неделю. Сейчас силовики активно арестовывают за татуировки (видимо, погода располагает). Так что беларусы рискуют засветить все прежде спрятанные от «Всевидящего Ока» «протестные» конечности.

Но в случае гитариста гродненской группы Deviation Павла Белянова события развивались в обратном порядке. Сперва к музыканту пришли по наводке «бдительных» граждан — Павел якобы рисовал граффити.

Павел Беланов. Фото: личный архив

И хотя доказательств было мало (кроме того, что Павел давно известен как «нежелательное лицо» в Гродно), в ходе допроса ГУБОПу повезло. У Белянова обнаружилась «экстремистская» татуировка — чем не повод возбудить уголовное дело за «оскорбление президента Республики Беларусь». 

Напомним, впервые «правонарушительные органы» массово атаковали беларусов с «экстремистскими» татуировками накануне 9 мая, разбавив одинаковые покаянные видео новой темой. На фоне этих событий у «Маланки», кстати, недавно вышло полезное видео о том, за какие татуировки могут арестовать в Беларуси.

Продолжение медицинского «сафари»

9 июня стало известно о задержании 54-летнего директора минского медцентра «Биомедтехнологии» — «за сотрудничество с предателями», сообщают провластные телеграм-каналы.

В ГУБОПиК заявили, что задержанный «заехал в ИВС по уголовному делу за сотрудничество с предателями из By_Pol». Правда, по какой именно статье арестовали директора, пока неизвестно.

«Биомедтехнологии» проводит консультации и лечение пациентов по вопросам бесплодия, нарушения менструального цикла, воспалительных и других заболеваний, а также диагностические обследования, сообщает телеграм-канал «Позірк». 

Маленькие дети ждут маму из тюрьмы

Гомельский областной суд оставил в силе новый приговор политзаключенной Полине Шарендо-Панасюк — год лишения свободы за «злостное неподчинение». У Полины двое малолетних детей.

«К сожалению, чуда не произошло, Полине придется отбыть еще один год заключения», – заявил телеканалу «Белсат» муж политзаключенной Андрей Шарендо.

Семья активистки Шарендо-Панасюк. Источник: belsat.eu

Да, в Беларуси наличие несовершеннолетних детей — не причина не арестовывать родителей, вешать на семью огромные штрафы, шить уголовные дела и врываться в дом с обыском среди ночи.

Семье активистов катастрофически не хватает средств. Им важна любая ваша поддержка (моральная тоже считается). Помочь Шарендо можно по ссылке.

Другие неслучившиеся чудеса

  • «Я уже плююсь легкими». Это слова Николая Автуховича. Сейчас его допрашивают в Гродненской тюрьме. Ему и другим участникам «дела Автуховича» угрожает смертная казнь.
  • Политзаключенному Павлу Кучинскому дали 5 лет колонии. У него четвертая стадия рака.
  • Наталью Дулину — бывшего доцента иняза — задержали в третий раз.
  • Координатору «Лятучага университэта» Татьяне Водолажской дали 2,5 года «химии».
  • МВД включило Беларусскую Раду культуры вместе с сайтом проекта и их социальными сетями в «черный список» экстремистских формирований. Напомним, беларусским «законодательным беззаконием» за создание, участие и финансирование экстремистского формирования предусмотрена уголовная ответственность.

Вот такие новости. Продолжаем следить за ситуацией и изо всех сил надеяться на лучшее.

Источники: @viasna96 , belsat.eu, «Позірк»

Фото: karikatu.rama / Instagram

Ранее

Подборка релизов от беларусских музыкантов

Далее

Военный дайджест: утро 11 июня

Читайте далее