Политолог Игорь Тышкевич проанализировал опрос городского населения Chatham House и выяснил, что Лукашенко больше не смотрит на происходящее трезво. Как же так вышло, что Григорьевич сам поверил во вранье пропагандистов?
Предисловие
«Это опрос городского населения. Он не охватывает 22,5% сельского населения. Это наименее протестующий электорат. Соответственно, результаты могут быть немного смещены в сторону окружения Лукашенко, – заявил аналитик на своем канале. Но даже то, что есть, свидетельствует о сегментации беларусского общества».
Количество сил
В опросе сказано, что в Беларуси 25% демократов и 21% лукашистов — это примерно равное количество людей. Тышкевич не считает, что 21% поддержки достаточно для режима. Однако влиять на этих людей можно, причем очень сильно.
«В Chatham House авторитарными называют тех, кто в основном повторяет провластные нарративы, но не так хорошо относится к Лукашенко. Даже на это ядро его влияние не распространялось. И вот какие проблемы с тем, что делать. Чтобы сдержать ситуацию, нужно воздействовать на это ядро».
Та же самая история и у демократов — их не так много. А остальные группы их влиянию не подвержены. Поэтому возникает главный вопрос — кто все-таки будет на них влиять?
К слову, остальной процент людей «ни туда, ни туда» называется «болотом». Это не негативное явление, говорит Тышкевич. А Chatham House называет их «нейтральными».
Все хотят к власти
«Чтобы быть устойчивой, каждая из групп, которая хочет прорваться к власти или удержать власть, должна влиять на другие группы», – говорит Тышкевич.
У каждой из групп закрытый информационный пузырь, поэтому повлиять на них сложно. Из-за этого у Лукашенко есть возможность рисовать утопию.
«Но в чем проблема любого самодержавия. Рано или поздно это приводит к тому, что персонал начинает вырождаться. Это значит, что при диктатуре, при тоталитаризме чиновник, руководитель среднего звена в какой-то момент осознает, что инициатива, если она у него есть, — не лучший инструмент для карьерного роста. Лучшее лекарство — послушание», – уверен Тышкевич.
Как диктатор поверил в свою ложь
Это эффект «теплой ванны» — ты думаешь, что все хорошо. Именно поэтому должна существовать свободная пресса. Журналисты разрушают этот эффект, анализируя все происходящее с разных сторон. И тогда система начинает сдавать обороты.
Лукашенко же сам запутался в том, что говорят ему его пропагандисты. У него сложилась своя «теплая ванна», в которую он верит, которую навязывает другим.
Как это лечится
«Лечится только процессом конкуренции, процессом большей ответственности. Это одна из причин, по которой Лукашенко передает часть своих полномочий местным властям», – убежден политолог.
Сейчас нет тренда решения проблем. Но когда он будет, системы власти заработают — появятся люди, которые будут готовы брать на себя ответственность. Пока же конкуренции между провластными структурами нет, поэтому ничего не работает.
Не работает и конкуренция на среднем и высшем уровнях между провластными политическими структурами.
«И тут у нас очень шаткая ситуация для Лукашенко. Да, сейчас они зацементировали положение дел, но в среднесрочной перспективе ситуация очень шаткая. Общество изменилось, нынешняя система власти не соответствует сложности беларусского общества, что, кстати, признал и сам Лукашенко», – делает вывод Тышкевич.