Тучи в беларусском концлагере сгущаются прямо пропорционально осознанию режимом приближения конца (самая темная ночь — перед рассветом). А беларусы продолжают фиксировать факты пыток, скрывающихся за «красками» и «синими попами».

Зло не сойдет с рук не только Лукашенко. Сегодня правозащитники публикуют многочисленные расследования по фактам пыток — со всеми уликами и фамилиями. Так что ответственности не избежит никто из «просто выполнявших свою работу» кирпичиков вертикали. Страна должна знать своих «героев».

И среди «кирпичиков» — как просто выполняющие свою работу «Адольфы Эйхманы», так и настоящие садисты.

Одна из последних — Карина Валуйская. Вместе с «правоохранителями» она избивала людей ногами и дубинками, не постеснявшись снять маску:

«Вы — твари, я из-за вас, суки, три ночи подряд не сплю»

Карина Валуйская

В одной из арестованных машин она нашла куриные яйца, принесла их в спортзал, а затем приказала мужчинам встать и приседать. Люди с отбитыми дубинками синими ногами не могли это делать и падали. Карина пинала их ногами.

«Упавших пинками в лицо заставляла вставать и бросала в них куриные яйца. Бросала яйца в область паха, в туловище, в лицо, а затем брала у других сотрудников дубинку и остервенело, со страшным криком, била», – говорят свидетели. 

Полный список «Карин» из Фрунзенского РОВД можно найти здесь. Каждый будет привлечен к ответственности

Все это зафиксировано в расследовании, посвященном печально известному Фрунзенскому РОВД.

«В помещениях РОВД на стене следы крови, мочи. Окровавленные люди со связанными за спиной руками лежали на полу или стояли на коленях», – коротко о происходящем 9-13 августа

Среди «окровавленных и обездвиженных» — не только «змагары». Во Фрунзенском аду оказались и случайные прохожие, среди которых были пожилые люди и иностранные журналисты.

Круги ада

Сначала их всех прогоняли через стоящих по обе стороны сотрудников ОМОНа («живой коридор»). Те наносили по ним удары дубинками. Дальше — спортзал РОВД.

Это если «повезет». Если нет — переполненные камеры/тир/гаражный бокс.

Все это время задержанные находились в наручниках или туго затянутых пластиковых стяжках, говорят правозащитники. Разумеется,  жесткие избиения и оскорбления не прекращались.

Причем «особо невероятных» пометили краской — чтобы было понятнее, кого бить сильнее.

Приведем воспоминания одного из свидетелей о ночи 11 августа из расследования:

«Как и все задержанные, свидетель прошел через “живой коридор” и был доставлен в спортзал, где уже находилось человек 200, все они либо лежали на полу, либо стояли. Затем свидетеля и его друзей бросили на холодный пол лицом вниз. Люди лежали очень плотно, иногда почти друг на друге»

Из расследования правозащитников

Чтобы упорядочить место в спортзале, лежащих на полу перетаскивали прямо за наручники, те впивались в руки, и это причиняло страшную боль. И да, это касалось и мужчин, и женщин, и молодых, и пожилых, и несовершеннолетних.

«В спортзале находилось 9 милиционеров в масках и сотрудница Карина Валуйская без маски. Людей они избивали дубинками и ногами. Реже руками и в перчатках. Один из задержанных, у кого были больные почки, умолял вызвать скорую помощь, в ответ он также получал удары дубинкой».

Естественно, о том, чтобы сходить в туалет или попить не могло быть и речи. А если кто-то был настойчив в просьбах — его просто били. И издевались:

«Давайте под себя. Сейчас мы вас будем бить, а если будете нам тут пачкать, мы вас вообще убьем»

Сотрудники Фрунзенского РОВД

Одна из задержанных видела мужчину, которого, всего в крови, тащили по коридору, и за ним оставалась полоса крови. 

На просьбы вызвать скорую не реагировали. Телефоны и прочую технику разбивали. Карина Валуйская избивала задержанных битой.

И это только 1% зафиксированных правозащитниками пыток.

Что было после?

Среди распространенных психических реакций у переживших ужасы лукашизма психолог-волонтер выделяет полную дезориентацию и поддельную браваду.

Первая категория заключенных – пустые глаза, дрожащие руки, повторение одной и той же фразы, бегающий, запуганный взгляд. Вторая категория: молодые парни «да ладно, нормально, другим было хуже» — защитная реакция психики. Кроме того, некоторые люди испытывали чувство вины за то, что их «недостаточно били» или самобичевание «это я был не в том месте и не в том время — сам виноват».

Многие попавшие в отделения больниц не запрашивали психолога вообще. К этому добавилась еще одна проблема: разговаривать о пережитом кошмаре с нуждающимися в неотложной психологической помощи в общем отделении было просто невозможно из-за присутствия других — «обычных» пациентов. 

«Избиения, надругательства… Пострадавшие рассказывали, как их раздевали догола и заставляли ходить по кругу, грозясь выложить видео на порнхаб и разослать родным — ну как можно было оказать нормальную психологическую помощь таким людям в общей палате?» 

Психолог-волонтер

Наедине тоже было не поговорить: многие пациенты «Неврологии» с черепно-мозговыми травмами элементарно не могли встать.

У некоторых потерпевших спустя несколько месяцев после стабилизации состояния вновь появляется тревога, бессонница, паранойя (люди боятся выйти на улицу, на балкон из-за боязни свето-шумовых гранат и резиновых пуль) — типичные симптомы ПТСР. Психологам до сих пор поступают запросы и от родственников потерпевших — как правило, это матери с мешающей жить злостью на силовиков, бессонницей и тревогой. 

«Всем очень хочется получить справедливую реакцию на этот кошмар, чтобы виновных наказали, – рассказывает психолог. – Непонятно, понесет ли кто-то ответственность — в некоторых случаях именно факт безнаказанности виновных пережить сложнее, чем саму травму».

И да, пытки и изнасилования продолжаются до сих пор.

Напоминаем, для того, чтобы защитить себя и своих близких, надо с себя же и начать.

Это могут быть элементарные жалобы на условиях содержания, на избиения, на пытки. Кстати, мы уже затрагивали тему того, что такое пытки и как можно противостоять им в условиях правового дефолта.

Вы можете составить жалобу самостоятельно, используя телеграм-бот https://t.me/legin_bot,  или обратиться в правозащитные организации, которые вам помогут бесплатно: Международный комитет по расследованию пыток в Беларуси или Правозащитный центр «Весна». 

Изучайте свои права, отстаивайте и берегите себя.

Фото: Uladz Hrydzin (RFE / RL)

Ранее

Кошт свабоды: фотапраект аб катаваннях у Беларусі

Далее

Ирак заявил, что не верит в расстрел мигрантов польскими пограничниками

Читайте далее