Многим беларусам и украинцам не понравились высказывания российского блогера Максима Каца о национализме. После этого в Твиттере начались дискуссии об «императорских замашках» политолога. И все это очень сложно и бессистемно. Но беларусский историк Тимофей Акудович решил написать открытое письмо Кацу. В нем он рассказал о причинах негативного отношения к блогеру и условиях, при которых на нашем континенте будет мир, тишина и покой.
«Добрый день, Максим. Меня зовут Тимофей. Я из Беларуси.
С большим интересом слежу за развитием вашего канала. Я хотел бы воспользоваться этой возможностью, чтобы выразить свою благодарность за ваши видео в 2020 году. Они очень помогли психологически.
С таким же интересом слежу за развитием дискуссии вокруг вашего «империализма» в Твиттере. Мне кажется, вас немного смущает напор и уровень агрессии со стороны многих украинцев, а тем более беларусов (от беларусов таких ударов, правда, не ждешь).
Вас сейчас ненавидят, кадры ваших высказываний компилируют в разгромные ролики, посещают украинские каналы, куда вас приглашают.
Не нужно сильно разбираться в психологии, чтобы понять, что агрессия и настойчивые поиски скрытого внутри вас императора — во многом эмоциональная реакция на войну.
Во время войны все ищут врагов и быстро их находят, потому что нет времени долго выяснять отношения. Несколько неточных формулировок — и ты по ту сторону фронта. А с вашим освещением в СМИ особенно легко попасть в список врагов.
С другой стороны, все эти эмоциональные реакции быстро угасают. Они недолговечны. Вы и сами это прекрасно знаете. Я думаю, это то, на что вы рассчитываете. Как общественный деятель вы не в первый раз столкнетесь с ненавистью СМИ.
Но, похоже, теперь все будет иначе. И вот на что я хочу обратить внимание. Ненависть к крупным российским влиятельным лицам имеет важную первопричину. Большинство раскрывают ее в оскорбительной, эмоциональной форме, поэтому часто теряется суть проблемы.
Сейчас попробую определить в чем проблема. На твоем примере, Максим. Надеюсь моя оптика будет полезна.
Дело в том, что с началом войны игра “Найди русского императора” перестала быть забавой узкого круга националистов. Она превратилась в важный инструмент для понимания будущего России.
Вас, Максим, обвиняют в империализме, и вы пропали, потому что считаете себя русским демократом и много сделали, чтобы доказать это. А демократ, тем более либерал, не может быть императором.
Но есть проблема. Гипотетическая победа демократии не уничтожит империализм в России. Потому что это параллельные явления. Вот почему в имперской России всякая победа демократии временна.
Сам я из Беларуси, в России был всего пару раз, поэтому очень плохо знаю реалии вашей страны. Ну как плохо… Русскую литературу я почему-то понимаю лучше беларусской (почему?), русскую историю знаю лучше среднестатистического россиянина (сам историк), смотрю весь пул ваших инфлюенсеров на YouTube. Но я четко понимаю, что имею очень плохое представление о настоящей России, потому что нигде, кроме Москвы, никогда не был. Хотя, кажется, тут я немного отличаюсь от большинства московских либерастов 🙂
Но, несмотря на мое весьма теоретическое понимание России, я очень ясно вижу и не могу видеть банальный факт: важнейшей проблемой России является ее империализм.
Под империализмом я подразумеваю стремление захватить и завоевать больше земли вокруг себя (это только производное). Русский империализм — это огромный искрометный культурно-исторический нарратив, сосредоточенный на небольшой территории между Москвой и Санкт-Петербургом, отбрасывающий огромную тень на всю Россию.
Во многих своих роликах вы возвращаетесь в 1990-е, как пример нормальной России, доказывая таким образом, что Россия может снова стать демократической, если Путина условно заменить Ельциным.
Но на самом деле главная трагедия 1990-х — не возвращение КГБ к власти в стране и не последующая деградация Путина. Главная трагедия 1990-х в том, что федерализация России в какой-то момент пошла не так.
И это была предопределенная трагедия. Без сильных независимых центров в России Москва всегда будет пытаться отобрать у нее все ресурсы. А отняв ресурсы, отнимет и власть. И да, раз в сто лет придет Ленин/Ельцин/Навальный, заручится поддержкой разъяренных деградацией власти россиян и провозгласит демократию, которой через 10 лет снова воспользуются московские элиты, потому что она не встречают сопротивление со стороны регионов. И так по кругу.
А вы, Максим, конечно, не против настоящей федерализации. И на вашем канале есть видео об этом. Но одно. Посмотрите, где этот вопрос в российской либеральной повестке: коррупция, здоровье Путина, преступный статус Патрушева, деградация чиновников, ошибки урбанистов, коррумпированность Собчак, пожары в Сибири, история декабристов, клип Шнурова… И где-то после этого, раз в год, может быть, порассуждать про проблемы федерализма.
Вот собственно и вся локализация вопроса, почему русских либералов сейчас периодически обвиняют в имперскости. И будут методично обвинять дальше. Поиск новых центров силы в России должен озвучиваться в российском медиа пространстве постоянно. Стратегически это самая важная тема. А она у вас раз в год.
События 2022 года высвечивают страшную ошибку, которой жило либеральное сообщество на постсоветском пространстве многие годы. Считалось, что, получив демократию, право голоса, люди уже не отдадут этого назад.
Но, оказывается, что демократия сама по себе слаба. От права голоса можно отказаться по множеству причин. Из-за страха, денег, просто от лени.
Большой урок преподает нам теперь Украина: демократия сильна только опираясь на “национализм” — на систему ценностей, за которую народ готов воевать.
А какая общая система ценностей у русских? Если упростить ее до одной фразы, то она будет такая — “сложить голову за царя”. Вот и все. И растет эта система из Москвы. И не находит сопротивления в регионах, потому что там своих ценностей нет. Не дали развиться, посчитали ненужными.
Вот и разводят в недоумении руками московские либералы: почему русские стройными рядами идут на войну. А какие общие ценности есть у сибиряков, чтобы отказаться идти на войну? На что им опереться? На Пушкина?
А Пушкин в этой ситуации вдруг оказывается чужим.
«Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.»
Этот стих написан как бы сибирякам, он про свободу. Но как его можно вписать в сопротивление московскому царю? Да никак. Он к этой ситуации вообще не подходит.
Начни сибиряки бунтовать против войны, их задвинут пушкинской же фразой про «спор славян между собою». И дело не в том, что Пушкин плохой, он чужой. Не написал он ничего для самоуважения людей за границами МКАД.
В вашей парадигме, Максим, есть Путин, который мешает всем жить, есть демократия, которая поможет всем жить, когда Путина не будет, но почти нет темы децентрализации и совсем нет темы местных идентичностей. Это как будто тема исключительно для узких специалистов. Национальный вопрос, вопрос самостоятельности “штатов”, саму идею децентрализации вы объезжаете по очень большому радиусу.
И это очень хорошо видно со стороны в отношении большинства российских либералов. Многие считают, что это ваша принципиальная позиция. Но я уверен, что это не так. Просто у вас московская оптика, которую сложно поменять за один месяц. А менять надо.
Тут хорошо высвечивает проблему как раз ситуация в Украине. Одним из базовых концептов, на которых держится антиукраинская истерия и которыми оправдывается война, это концепт об отсутствии у украинцев государственности. Война во многом идет на базе исторических мифов.
И кто из крупных российских ютуберов выпустил видео об развенчании этого мифа? Кто решился донести украинскую точку зрения на сложные моменты истории? Никто. 4 месяца прошло.
Я тут выскажу такое предположение, что эти темы для вас просто неприятны. История Украины — это зона национализма. Темы Бандеры, Мазепы и казаков в некотором смысле “низменные” для московской оптики.
В конце концов, для московской оптики любой национализм низменный. Но в отношении российской истории вы, естественно, разделяете национализм и патриотизм. А в отношении других постсоветских республик — не очень.
Та же проблема и с народами внутри России. Нет у вас, Максим, роликов про Башкир и их масштабное противостояние империи, нет про татар и Казань, нет про сибирскую идентичность (а ведь республику объявили в 1990-ых). А как там Новгород поживает?
Хотя вашему каналу такие темы очень бы подошли по формату.
Я вам ни в коем случае не навязываю темы, а просто хочу донести простую мысль: когда вам пишут про развал России, то пишут как раз про это. Со стороны однозначно понятно — только ослабление Москвы и усиление национальных центров даст спокойствие всему континенту. Не смерть Путина, не победа Навального, а только развал.
Можете называть это не развалом, а децентрализацией или федерализацией. Но ведь любая настоящая федерализация — это автоматический развал Путинской России, Советской России, Романовской России. Короче, России.
На ее месте должно появиться что-то новое. А что?
Мне (из Беларуси) кажется, что российской адекватной элите надо начинать сильно вкладываться в формирование образа будущей децентрализованной России. Фантазировать, прогнозировать, опрашивать экспертов, искать. Под таким ракурсом вылазит куча интересных и страшных вопросов: система распределения подземных ресурсов, активизация национализма, выявление ненациональных идентичностей, осмысление разницы федерализма и конфедерализма, определения места Москвы в новой структуре.
За каждым этим вопросом может стоять страшная война, а может продуктивный мир. Трогать эти темы жутко не хочется. Ведь “нормально же жили” без этого. Да и не требует никто вроде.
Но вот поверьте, только начнете, сразу многие оценят. И в Киеве, и в Минске, и в Казани, и в Екатеринбурге.
И да, звучат эти рассуждения как наивные фантазии: какие регионы, какие идентичности, есть башни Кремля, они все и решают!
Но в том и смысл — кто слазит с этих башен и идет искать, перестает быть имперцем, кто остается обсуждать здоровье Путина и разгадывать смысл морщин на лбу Шойгу, тот остается имперцем.
Имперцем не потому, что хочет кого-то захватить, а потому, что смотрит на все с высоты кремлевских башен.
Самосознание людей в России должно опираться на региональные системы ценностей. Свои, понятные, ощущаемые. И это ни демократия, ни Пушкин, ни Яндекс. Общерусская идентичность не подойдет. Это надо захотеть и выстрадать, это должно быть свое. Любой “националист” из постсоветских республик вам про это много может рассказать. Главное найти желание “опуститься” на этот уровень и выслушать. А потом не побояться помочь “национализироваться” людям в России.
Без этого не будет демократии у вас.
Много текста получилось:) Но идею я донес. Для подкрепления своей позиции сошлюсь на одного из самых интересных сейчас русских политологов, Владимира Пастухова. Про федерализацию он говорит в каждом своем выступлении.
И чем больше людей в российском информационном поле начнут про это говорить, тем быстрее у “нормальных” русских появится точка приложения своих сил и тем быстрее наступит мир в нашем регионе.
Удачи!»