Human Constanta проанализировала тенденции антиэкстремистского законодательства Беларуси. Эксперты изучили новшества, которые были приняты с апреля этого года, а также рассказали о том, как можно им противостоять.  

Антиэкстремистское законодательство всегда признавалось «властями» как эффективный инструмент репрессий, но еще несколько лет назад оно не применялось так широко, как это делается сейчас. Закон о противодействии экстремизму появился в 2007 году, тогда правозащитники забили тревогу, ведь подгонять под подобные статьи можно любое проявление инакомыслия.

Антиэкстремистские законы — инструмент подавления инакомыслия

Правовой аналитик Татьяна Зинякова отмечает, что тема экстремизма проходит красной нитью не только через законы противодействия экстремизму, но и через все беларусское законодательство.

«Это целая экосистема и когда мы говорим об использовании антиэкстремизма в подавлении свободы, мы должны понимать, что в беларусском контексте это не один репрессивно написанный закон».

В репрессивных целях используется ряд антиэкстремистских законов: «О борьбе с терроризмом», «О противодействии экстремизму», «О недопущении реабилитации нацизма», «О гражданстве», «О геноциде беларусского народа», Кодекс об административных правонарушениях, Постановление Совмина «О мерах противодействия экстремизму и реабилитации нацизма».

«Беларусь та уникальная страна, в которой экстремизмом называют любое проявление инакомыслия. У нас самая уникальная и теория, и практика по теме экстремизма на данный момент», – отмечает правозащитница Наста Лойка.

Антиэкстремистские нововведения

Human Constanta проанализировала репрессивные тенденции, так как за последние несколько месяцев был принят ряд изменений в законодательство. Одним из ярких примеров стало усиление ответственности за «покушение на терроризм», теперь по этой статье максимальное наказание — смертная казнь.

Они были приняты на фоне войны в Украине и действий «рельсовых партизан». Правозащитница Наста Лойка отмечает, что принятие такого закона мотивируется в первую очередь запугиванием.  Эксперт обращает внимание, что применить этот закон к людям можно лишь в том случае, если так называемое покушение на терроризм происходило с 29 мая 2022 года. Однако пока сложно сказать, как оно будет применяться на практике. Правозащитники не исключают, что новшество было принято только в рамках запугивания и высшая мера наказания может не применяться.

Еще одно репрессивное новшество — лишение гражданства за «экстремизм». На данный момент «власти» могут лишать гражданства только тех, кто его получил. Эксперты напомнили, что сейчас проводятся попытки изменить закон таким образом, чтобы можно было лишать гражданства и тех, кто его имеет от рождения. Эксперты сходятся во мнении, что направлен он будет на политически преследуемых беларусов.  

Что можно сделать?

В ситуации, когда репрессии усиливаются, а в стране ликвидированы все правозащитные организации, правозащитники видят выход в освещении ситуации на мировом уровне — на площадках международных организаций, в гражданских и академических сообществах.

Кроме того, следует повышать осведомленность о репрессивных практиках «властей» среди беларусов. А также внимательно следить за собственной безопасностью в интернете.

Ранее

Взламываем телевизор: новый фильм «Честных людей» о пропаганде

Далее

Беларусь может остаться без Олимпиады-2024

Читайте далее