Пока режим Лукашенко продолжает увеличивать политическую и экономическую зависимость от России, Объединенный Переходный кабинет разрабатывает план и методы деоккупации страны. Насколько болезненным может быть отдаление от России и какие могут быть сценарии дальнейших отношений? Рассказывают директор института политических исследований «Палітычная сфера» Андрей Казакевич и представитель Объединенного Переходного кабинета Валерий Ковалевский.
Объединенный Переходный кабинет считает необходимым разорвать военно-политический и экономический союз с Россией, сответующее заявление недавно появилось на официальной странице органа. Представитель Объединенного Переходного кабинета Валерий Ковалевский рассказал, что сейчас идет работа по пересмотру отношений с Россией. Пересматривается договорно-правовая база российско-беларусских отношений. По словам политика, все соглашения, которые были подписаны Лукашенко после потери легитимности в 2020 году, не являются законными и будут аннулированы. Те, которые подписывались до 2020 года, будут пересмотрены. В первую очередь это коснется договоров, которые напрямую представляют угрозу нацбезопасности и суверенитету страны. Например, договор ОДКБ, о Союзном государстве, а также документы в военно-технической сфере.
Директор института политических исследований «Палітычная сфера» Андрей Казакевич считает, что полностью дистанцироваться от России быстро и безболезненно, вряд ли получится. И поскольку Россия — это сосед, так или иначе экономические отношения должны развиваться. Однако, исходя из национальных интересов, снижать зависимость необходимо во всех сферах.
«Это будет не просто и займет какое-то время, даже если на это будет политическая воля беларусского руководства. Для устойчивого развития Беларуси как государства думать об этом необходимо. Беларусь является самым зависимым от России государством, не менее половины беларусского товарооборота приходится на РФ. Даже у всех остальных государств, очень близко связанных с Россией, это не более 25%», – объясняет эксперт.
Насколько болезненным окажется этот процесс — будет зависеть от позиции России. При благоприятных политических веяниях в самой России процесс может быть воспринят с пониманием, в таком случае будет мягкий сценарий. «Такой вариант можно сравнить с Брекситом: длительные переговоры, обсуждение всех технических деталей, минимизация ущерба для экономики и для общества», – поясняет Андрей Казакевич.
В случае жесткого сценария — нас ждут серьезные потери, а Беларусь будет нуждаться в помощи для их компенсации. «Здесь много моментов, например, нужно будет компенсировать потери от стоимости энергоносителей, из-за потери российского рынка — изменять структуру беларусской промышленности. Каким-то примером здесь могут послужить отношения Украины и России после 2014 года», – поясняет эксперт.
Обложка: Reuters