Неделю назад закончилось «общественное обсуждение» законопроекта «О внесении изменений в Избирательный кодекс Республики Беларусь» от 11 февраля 2000 года. Служба мониторинга Беларусской ассоциации журналистов проанализировала изменения и рассказала, чего ожидать работникам СМИ.

Так называемый председатель Центризбиркома Игорь Карпенко сказал, что нелегитимный подпишет Избирательный кодекс до конца 2022 года. По словам чиновника, с сентября 2023 Беларусь вступает «в активную фазу» реализации новой модели — единого дня голосования (как в России). 

Служба мониторинга БАЖ заметила, что кодекс касается и СМИ. Журналисты будут обязаны работать во время предвыборных кампаний «определенным образом». Особенно это касается пропагандистов.

«Потому что независимая журналистика в Беларуси уничтожена как явление, а аккредитованные иностранные СМИ ограничены в основном в российские редакции», – объясняет БАЖ.

Изменения в работе СМИ прописаны в статье №26. Вернее, в ее новой версии. Там сказано, кто именно «имеет право» освещать предвыборную кампанию. И очевидно, что список «избранных» очень маленький. 

«Представителем средства массовой информации является журналист или лицо, имеющее документ, удостоверяющий его полномочия представителя юридического лица, на которое возложены редакционные функции средства массовой информации. Журналист иностранного СМИ обязан иметь подтвержденную аккредитацию сотрудника иностранного СМИ в Республике Беларусь», – объясняется в исправленной версии.

По словам БАЖ, жесткие рамки для журналистов определены не только этим документов, но и законом о деятельности СМИ, который нелегитимный подписал 24 мая 2021 года. 

Что конкретно изменилось?

Журналистам запрещают публиковать все больше и больше информации. Например, в Беларуси нельзя:

  • писать о результатах опросов общественного мнения, которые проводили без аккредитации; 
  • вставлять гиперссылки на материалы, которые содержат «неправильное мнение» по отношению к государственным органам. 

Зато генеральный прокурор теперь может: 

  • ограничивать доступ к интернет-ресурсам и сетевым изданиям; 
  • заводить уголовные дела на журналистов и медиаменеджеров за «ущерб национальным интересам» и «разжигание напряженности в обществе».

Теперь журналистам даже прямые трансляции уличных акций вести нельзя. Только в тех случаях, когда происходит «событие государственное важности», которое санкционировано службами протокола администрации.

Как вы поняли, закрыть СМИ теперь очень легко, а забрать аккредитацию у журналиста еще легче. Более того, теперь юридическим лицом беларусского медиа не может быть иностранец. 

Поэтому БАЖ сделал вывод о то, что «полномочия так называемой четвертой власти в Беларуси практически не существуют, а все, чем занимаются работники госСМИ — обслуживание режима. С каждым днем все больше журналистов становятся “террористами” и “экстремистами”. А на данный момент более трех десятков работников СМИ осуждены или остаются за решеткой в ​​ожидании приговора суда».

Ранее

Вплоть до экономической блокады: МОТ разработает новые санкции против режима

Далее

Чехия будет помогать репрессированным беларусским студентам

Читайте далее