Минувшая неделя порадовала целым рядом интересных релизов: неплохая беларускамоўная попса, претенциозный экспериментал, атака неунывающих дауншифтеров и задорный хип-хоп. Музыкальный критик Ян Рудик — о новинках беларусской сцены.
Фото обложки Света Бень и Галя Чикис
NOCHY — «Праз ціхі акіян» — неплохая беларускамоўная попса
Раньше эта группа много экспериментировала и представляла собой что-то между Слот и Линдой на минималках как в музыкальной, так и в визуальной составляющей. Но, похоже, метания закончились на поп-ноте. Вокалистка бахнула себе вместо африканских косичек модное каре, а саунд изменился в электронную сторону. Что определенно пошло им на пользу. «Праз ціхі акіян» — неплохой меланхоличный поп-трек. Что характерно — звучит самобытно, а не как калька на что-то, что тоже большой плюс (и редкость в наших широтах). Что до клипа — тут можно было доработать. Три минуты смотреть, как ветер на фоне серого неба развивает волосы — такое себе развлечение. Рекомендую к прослушиванию без видеоряда.
Света Бень и Галя Чикис — «Чёрные бидоны» — красивейшее пораженчество
Света Бень ака Бенька — беларусская Нина Хаген. Не в музыкальном плане, конечно, скорее в формате характерного кривляния и распространения концептуального искусства среди широких масс. В первую очередь Бенька известна по одному из немногих слушабельных неокабаре-ансамблей Серебрянная свадьба. И сейчас я говорю о мировом уровне, жанр очень специфический и на Серебрянной свадьбе, считай, и держится.
Галина Озеран ака Галя Чикис — известна как композитор и продюсер, а также большая любительница музыкальных экспериментов. Вместе они и соорудили клип «Чёрные бидоны».
Просто песней назвать это можно с большой натяжкой, скорее это инсталляция. Пафосные стихи-рефлексия о беларусской экзистенции, холодный минимал синтезатора. И видеоряд — как если бы Laibach снимали клип «Država» сейчас, а не в 1986 году. Это определенно очень хорошая и достойная работа, но…
Почему если у нас происходит что-то экспериментальное, околополитическое и красивое — это всегда страдания, выученная беспомощность и описание попыток эскапизма?
Конечно, я не могу требовать от Беньки и Чикис превращения в Бойда Райза и Дугласа Пирса с лозунгами «Do you want total war?!» и «We drive east — to hunt the Bolshevik beast». В рамках своего концепта они проделали отличную работу, и аудиовизуального искусства такого уровня Беларуси катастрофически не хватает. Они определенно заслуживают уважения.
Но если мне еще раз захочется посмотреть на что-нибудь черно-белое, околополитическое и экспериментальное, я все-таки запущу Бойда Райза, Дугласа Пирса или тот же Laibach. Потому что в экспериментальном беларусском искусстве не хватает «Do you want total war?!» и «Hunt the Bolshevik beast», а не «чтобы выжить, мне надо все это забыть». Этого более чем достаточно.
Наше культурное поле полностью заполнено тотальным и беспросветным ресентиментом. Впрочем, если верить в коллективное бессознательное Карла Густава Юнга и то, что настоящее искусство просто так не появляется, а отражает национальные чаяния и настроения, то у меня для вас две новости. Хорошая — мы очень стильные и талантливые. Плохая — мы проиграли, находимся в отчаянии и не планируем брать реванш. Ну зато хоть пострадаем красиво.
Без Билета и их новый альбом «Дети солнца» — наша песня хороша, начинай сначала!
В Беларуси есть несколько неизменных традиций: тут не меняется Лукашенко и неунывающие дауншифтеры Без Билета. На сцене они немногим меньше, чем Лукашенко у власти, — 23 года.
И за эти 23 года их музыка, лирика, манера исполнения претерпевали не самые большие изменения. При этом все эти годы музыканты сохраняли невероятную продуктивность. Это просто какой-то парадокс.
Их не страшит ни снег, ни зной, ни потрясения и войны. В своем творчестве группе Без Билета всегда хорошо. Они всегда влюблены. Они либо собираются на океаны, либо с них возвращаются, либо там живут. Они не хотят работать и любят балдеть. Они любят энергетику, Кришну и Джа.
Новый альбом — не исключение. Все это они пели 23 года к ряду. И поют снова. Я буквально не представляю, как у них удается выдумывать новые рифмы на избранную ими тематику.
Если в эти лихие времена ваше сознание совсем понесло и вам не хватает какого-то якоря, который связал бы вас с привычной реальностью, и при этом вы не сильно заморачиваетесь по сложному звучанию — послушайте «Дети солнца».
Guslee.bel — восходящая звезда ТикТока
Это очень круто. Наконец в наше искусство пришел метамодернизм с его новой искренностью, не зацикливанием на нарративах и открытой многогранностью. Guslee.bel — это ТикТок-канал, где парень читает стихи беларусских поэтов на хип-хоп биты.
Самое популярное видео — более 205 тысяч просмотров, где он совместил «Спадчыну» Янки Купалы с агрессивным битом и флоу в стиле Оксимирона.
Собственно, это живое доказательство того, что беларусская культура развивается, распространяется и отлично вписывается в новую реальность. А значит, все-таки выдержит испытание необольшевиками Путиным и Лукашенко. Как выдержала 1937 год. И 1921. И 1864.
Stefan Daneўko (feat. sukasbazukoi) — «West side boyz» — рэп в стиле Belarusian lives matter
Стефан Данейко базируется в Варшаве и промышляет хип-хопом. Стоит оговориться, что в Беларуси выходит очень много всякого рэпа. С большего не из-за востребованности жанра, а простоты его создания. Так уж повелось.
Со времен недолгой атаки клауд-рэпа в самом жанре ничего нового не изобрели и продолжают осваивать уже проложенные тропы, пытаясь адаптировать их под местный климат. Кроме УННВ и Бакея, я не могу вспомнить что-то действительно стоящее в белрэпе (ЛСП к рэпу я отнести уж никак не могу, пардонте-с).
Данейко делает серьезную заявку на то, чтобы ворваться в этот почетный список. Су*и, наркотики и Gucci в треке «West side boyz» (да и в предыдущих тоже) перемешиваются с протестными панчлайнами, что напоминает черный рэп разгара движения BLM, где они флексили, параллельно лирически вешая федералов и белых детей.
С той лишь разницей, что Стефан — беларус и лирически вешает ОМОНовцев и русских, при этом продолжая флексить не хуже черных предшественников.
Длина волны — без новых релизов, но с мировым признанием
В той мере, в какой Molchat Doma, эксплуатирующие soviet-wave и почему-то называющие это пост-панком, переоценены, настолько группа Длина волны недооценена. Была.
На мой взгляд, это одна из лучших групп современной Беларуси, если не лучшая. Они так же эксплуатируют пост-советскую тематику, но делают это невероятно талантливо и самобытно, погружая слушателя в ностальгическую, но идеализированную атмосферу ресторана при ДК, с запахом дым-машины и краснотой нелепого диско-шара.
Об этом заявляет как их атмосфернейший кавер на «Кафе танцующих огней» Аллы Борисовны, так и собственные песни типа, не побоюсь этого слова, мегахита «Мечта».
Но чтобы добавить ложку дегтя в эту бочку меда, отмечу, что не было еще зарегистрированного случая, чтобы русскоязычные исполнители хорошо пели на английском языке. Сносно — может быть. Хорошо — нет.
Но, похоже, такого мнения придерживаюсь только я. Длина волны тоже грешит текстами на английском. Но их услышали и пригласили выступать на венский фестиваль Desertshore в пятерке хедлайнеров, буквально богов экспериментальной музыки. Помимо Длины Волны, там заявлен мультиинструменталист Майкл Джира из легендарных Swans и старый добрый Бликса Баргельд, подельник Ника Кейва по его The Bad Seeds и основатель легендарных Einstürzende Neubauten. Это не просто круто, это просто с ума сойти, как круто. С чем Длину волны и поздравляю!