Даже самая эффективная внешняя политика будет по-прежнему сизифовым трудом, если не произойдут основательные изменения во внутренней, считает политолог Павел Мацукевич. В новом выпуске «Пульс Ленина-19» эксперт рассуждает над первоочередными задачами, которые стоят перед Беларусью.
Сам по себе уход Лукашенко из власти будет иметь сомнительный толк, если на смену ему придет такой же или сама система сохранится, считает Павел Мацукевич. Политолог видит две перспективы, если Лукашенко не умрет по не/естественным причинам. Первая — он остается править дальше, «триумфально победит» на выборах 2025 года. Вторая — он решается на формальную передачу власти доверенному лицу как компромисс с Западом, который разморозит контакты.
Война России против Украины увеличила неопределенность Беларуси, создав риски стать ее полноценным участником. Если Беларусь не станет вступать в войну официально, проблемы на этом не заканчиваются, ведь Кремль может решить компенсировать неудачу «спецоперации» присоединением беларусской территории. По такому сценарию два варианта: либо Лукашенко подчиняется инкорпорации, либо, наоборот, оказывает сопротивление Кремлю. Для этого ему нужна поддержка Запада, однако там нет желания с ним в очередной раз связываться.
В то же время, отмечает Мацукевич, проблема доверия и репутации не испарится с уходом Лукашенко. Недоверие к нему, как и негативный имидж, проецируются на всю страну. Одна из ключевых задач, которые придется решать его преемникам — создание нового образа Беларуси. Вторая задача по порядку, но магистральная по важности — обеспечить баланс в отношениях со странами Запада и Востока.
С одной стороны, продолжение интеграции с Россией, затеянное Лукашенко, чтобы «не расстаться с любимой» властью, само по себе рано или поздно приведет к утрате Беларусью независимости. С другой — попытки выхода из российской сферы влияния или курс на евроатлантическую интеграцию, который все чаще и сильнее звучит из уст представителей демсил, могут привести к новой спецоперации России по денацификации на этот раз Беларуси.
Что же остается делать? Балансировать.
Беларуси нужно обрести равновесие в отношениях с Россией и Западом, избежав конфронтации с ними, еще потому, что международный интерес к нашей стране проявляется именно как к узлу функционирующих беспрепятственно транспортных путей между Европой и Россией, Европой и Азией, и наоборот.
Баланс предполагает снижение российского влияния в Беларуси. Нужно добиваться того, чтобы возникла конкуренция с западным и азиатским влиянием. Отношения с Россией нуждаются в оптимизации, но важно при этом не перейти красные линии. Они касаются, например, статуса русского языка, размещения на территории Беларуси военных объектов третьих стран и военных блоков.
Восстановление отношений с Западом должно идти параллельным треком. В идеале — необходимо добиваться снятия всех ограничений и режима наибольшего благоприятствования в торговле и инвестициях, свободы передвижения. Ключевой вопрос в этом блоке — поставки энергоресурсов не из России.
Это далеко не все обновления и не все условия, в которых нуждается внешняя политика, но основные, без которых продвижение интересов Беларуси и беларусов будет оставаться хронически проблематичным.
Фото обложки: Reuters