Есть ли международные возможности повысить шансы для Беларуси остаться в стороне от прямого участия в войне России против Украины? Отвечает политолог Павел Мацукевич в новом выпуске «Пульса Ленина-19»

Переговоры в Минске дали обильную пищу для брожения умов на тему прессинга Путина на Лукашенко, а также подозрений в подготовке нового наступления с территории синеокой и вовлечения в этот процесс беларусской армии, отмечает политолог Павел Мацукевич. По мнению аналитиков Института изучения войны (ISW), усиление давления России на Беларусь увеличивается, а пространство для маневра Лукашенко уменьшается.

Пространства для лавирования у Лукашенко действительно немного, он усиленно пытается маневрировать с помощью Китая, но все дороги в Пекин для Беларуси из-за санкций идут через Россию. 

Как не пойти, если Кремль потребует?

Война в Украине затягивается и в таких условиях вовлечение в нее Беларуси при условии сохранения или ужесточения международной изоляции становится вопросом времени. Санкционная угроза со стороны США или ЕС даже близко не представляет для режима той опасности, какая нависла с российской. В руках Москвы оказались все рычаги давления на Минск — экономические, финансовые, энергетические, транзитные, военные, которых режиму не выдержать.

Нет сомнений, что Лукашенко при первой возможности наляжет на весла, чтобы отгрести от Кремля на безопасное расстояние — как только появятся весла, плот и пристань призрачной надежды. Ведь «любимую не отдают» касается власти и всех, кто на нее посягает, а сейчас на нее посягает Кремль. Помимо Путина, единственный игрок от которого зависит участие или неучастие Беларуси в войне — Лукашенко.

Вопрос в том, как воспользоваться интересами Лукашенко в интересах Беларуси?

Одним из возможных вариантов в исследовательском центре Atlantic Council в США видят проведение внеочередных военных учений НАТО в Литве и Польше — это даст повод не привлекать беларусские войска к войне. Однако военные учения — вещь временная и опасная в наших реалиях.

Какие есть еще варианты? 

Если верны заключения ISW о том, что Лукашенко пытается избежать уступок Кремлю, но испытывает дефицит в пространстве для маневра, то логично предоставить ему это пространство. Например, направив в Минск американского посла для вручения верительных грамот Лукашенко. Формальная сторона такого шага — легитимация режима — уже не играет роли.

Американский посол или спецпосланник нужен именно в Минске, а не в Вильнюсе или в Варшаве, считает Павел Мацукевич. Во-первых, чтобы иметь четкое представление о том, что происходит в Беларуси. Во-вторых — чтобы начать предметно обсуждать и развязывать узел таких вопросов, как прекращение репрессий и освобождение политзаключенных, а в-третьих — чтобы предоставить режиму поле для маневра, благодаря которому для Беларуси может появиться возможность попытаться выскочить из войны и из России.

Тут возможны резкие возражения в духе, ну как же так, снова всех кинет и обманет, история повторится, а он опять выкрутится. Все это было бы справедливо, если бы до победы над режимом оставалось пару дней или месяцев. Пока победа объективно откладывается и не исключено, что как минимум на срок жизни Лукашенко. 

Архиважный вопрос освобождения политзаключенных объективно могут решать только две стороны — режим Лукашенко и западные страны, но интерес последних к теме пока явно потерян. Если Запад в лице США и ЕС не покажет Лукашенко возможность выхода, то и для Беларуси, и для политзаключенных выхода тоже не будет. При этом для Лукашенко ренессанс контактов с западными странами — рискованное мероприятие, которое явно не понравится Москве. В этом хлопотном дельце только Запад ничем особенно не рискует.

Ранее

За 2022 год в Беларуси завели 5 тысяч дел по «экстремистским» статьям

Далее

Новости регионов: пожар на «Нафтане» и рождественские подарки от ЖКХ

Читайте далее