Военнообязанные не смогут выезжать из Беларуси?
Ставки повышаются: «очень странные маневры» Лукашенко на фоне поражений уже не прокатывают, так что доказательства верности союзника-в-прямом-смысле переходят на новый уровень. В беларусских телеграм-каналах появилась информация о «железном занавесе» 2.0 — запрете на побег за границу для военнообязанных беларусов.
Телеграм-вбросы
Поговаривают, Лукашенко принял к сведению российский опыт, готовится к эскалации и со всей силы перестраховывается — заранее готовится к массовому побегу беларусов из Мордора, чтобы возможная мобилизация не провалилась (а то что — хотите как в России?).
Вот что думает по этому поводу юрист, заместитель представителя Объединенного Переходного Кабинета Артём Проскалович:
«Если и будет такой подход к закрытию границ для тех или иных категорий беларусов, то первоначально это все, мне кажется, будет делаться по каким-то абстрактным причинам — то есть не напрямую запрет на выезд военнообязанным»
Словом, все, как обычно, будет сделано под шумок.
Что делать?
«Предприняты все меры как беларусскими демократическими силами, так и западными партнерами для того, чтобы Лукашенко минимально помогал Путину. Ни для кого не стоит вопрос, что Лукашенко является соучастником, но его поставили в положение “ни шагу влево, ни шагу вправо” — иначе ситуация для режима очень быстро катастрофически ухудшится», – отметил юрист.
«Мы видим, что на сегодня всевозможные санкционные механизмы, какие-то сдерживающие факторы в основном на паузе. Это все висит над ним только в качестве предупреждения»
А предупреждение очень четкое и понятное: как только Лукашенко перестанет вилять, «стоять рядом, просто подавая снаряды» и чэсна вовлечется в войну (например, беларусские военные перейдут сухопутную границу с Украиной) — сразу же последуют убийственные действия со стороны Запада. Вот только:
«…Режиму несложно (и мы это видели неоднократно) прикрывать свои неконституционные беззаконные действия любыми другими основаниями. Например, несмотря на то, что закон не предусматривает возможность ограничения выезда из-за ковида, мы все прекрасно помним, что более года беларусы не могли выезжать за пределы страны на основании всего лишь постановления правительства — даже не законодательного акта».
Да, это постановление абсолютно не конституционно (никогда такого не было — и вот опять) ограничило конституционное право беларусов. Тем не менее это никого особенно не смутило (кроме беларусов), и страна жила в таких условиях целый год.
Как Лукашенко планирует выкручиваться на этот раз?
Режим классически пытается «подстелить соломку» и легализовать беззаконие. В медиа недавно проскочила информация о наличии соответствующего законопроекта, в котором одно из оснований ограничения права на выезд за границу — «угроза национальной безопасности».
«Точную формулировку не скажу, сложно найти этот законопроект в сети в актуальном состоянии. Единственное, что смущает в этом законопроекте, — это то, что администрировать его будут органы госбезопасности», – прокомментировал юрист.
Проскалович опасается, что новую норму можно будет использовать для массового ограничения выезда за рубеж всех беларусских военнообязанных и призывников.
«Но надо помнить, что, помимо основного закона о порядке въезда-выезда граждан РБ, существуют также законы о военном и чрезвычайном положении. Они также ограничивают передвижение граждан на эти периоды».
Короче говоря, у режима как всегда хватает предлогов и отмазок. Кстати, подробнее о возможном военном положении в Беларуси можно почитать здесь.
«Возможно, в ближайшее время они введут в действие эту формулировку о вопросах интереса национальной безопасности. Далее — через введение каких-либо положений (военного или чрезвычайного) — могут ограничить выезд и даже в принципе административно закрыть границы исходя из каких-нибудь “интересов и целесообразностей”».
«Это абсолютно нормально для беларусского режима — не основываясь на законе, предпринимать какие-то меры»
В общем, ничего нового: мы опять в подвешенном состоянии, не знаем, чего ждать от режима, и на всякий случай готовимся к худшему.
Интервью целиком: