Политолог Павел Мацукевич в новом выпуске «Пульс Ленина-19» размышляет над интересами Пекина в Беларуси и наоборот, а также китайской роли Лукашенко.
Интерес к Китаю у беларусских властей давний, но сейчас особенно подогревается притязаниями Кремля «на любимую». С тех пор как Лукашенко разрушил отношения с Западом, балансировать, чтобы не свалится в Россию, стало как будто не на чем.
Китай потенциально может выручить в этой критической ситуации. Еще на заре сотрудничества Пекин взял на себя обязательство помогать в этом. Сам факт, что Китай принимает опального Лукашенко, которого многие считают марионеткой, как президента с государственным визитом, формально укрепляет суверенитет Беларуси. Как минимум служит соответствующему международному восприятию независимости нашей страны при всех очевидных бонусах лично для Лукашенко.
Удастся ли Беларуси реально опереться на Китай — вопрос открытый. Официальный Минск совершенно очевидно пробует за счет Азии и Китая состряпать торгово-экономическую альтернативу России.
Товарный поезд Минск-Пекин
По итогам 2022 года в торговле с Китаем зафиксирован существенный рост, несмотря на все трудности, в частности, логистического характера. Китай стал вторым внешнеторговым партнером Беларуси после России. За прошедший год поставки в Поднебесную выросли в 1,8 раза (достигнув отметки в 1,6 млрд долларов). Однако это столько же, сколько экспортировала Беларусь в Германию в 2021-м, не глядя на коллапс в беларусско-германских отношениях.
Потерянный на Западе и в Украине беларусский экспорт все равно лучше пристраивается в России, чем в Китае — в 2022 году сумма поставок туда достигла рекордных 26,1 млрд долларов США. Это означает, что беларусский экспорт в Китай за год меньше, чем в Россию за месяц (в среднем свыше 2 млрд).
Все это никак не объясняет интерес Китая к Беларуси — прием Лукашенко с государственным визитом или прошлогоднее поднятие уровня дипотношений до всепогодного и всестороннего стратегического партнерства
Зачем Китаю Беларусь и Лукашенко?
Первый вариант ответа выдал сам Лукашенко в прошлом году на встрече с Си Цзиньпином в Самарканде на полях саммита ШОС: «Такой немалый и надежный друг в Европе, как Беларусь, всегда будет полезен не только для Шанхайской организации, но и для КНР».
Хлопотать о китайских делах в Европе Лукашенко может с таким же успехом, как о своих — то есть с никаким. В ШОС Беларусь и Лукашенко действительно могут оказаться полезными Китаю. Потенциально на этой площадке Лукашенко может выступать не только за китайскую, но и российскую, и индийскую команду, обменивая голос Беларуси на что-нибудь нужное и полезное для себя и страны.
Лукашенко, несомненно, может также успешно играть роль китайского информатора на постсоветских площадках, интересных Пекину. В ЕАЭС и ОДКБ, например. Кроме того, Лукашенко запросто может поработать глазами и ушами товарища Си в Москве, куда борт номер 1 летает как по расписанию — почти как рейсовый самолет.
Торговля с Беларусью не играет большой роли для Китая
Экономическая подоплека пока вторична по отношению к политической, но она имеет потенциал. Индустриальный парк «Великий камень» не смог стать воротами в Европу, но война подсуетила другие возможности. Эта поблекшая из-за санкций жемчужина «Шелкового пути» может стать для китайских компаний каналом для попадания в программы импортозамещения в России.
Интересы Китая в Беларуси, связанные с глобальным проектом «Один пояс, один путь», играют роль для Пекина, но они вероятно, пока поставлены на паузу. Восстановление отношений с ЕС, которое рано или поздно произойдет, позволит к ним вернуться. Китай может и умеет ждать. Значение Беларуси в этом проекте не стоит переоценивать. Наша страна лишь одна из гигантского списка участников.
У Китая есть основания поддерживать Лукашенко, но нет причин серьезно вкладываться в страну, утратившую свою главную изюминку — транзитную привлекательность.