Несмотря на кризис, часть беларусов не почувствовала на себе изменений, другим пришлось сложнее. Кому в Беларуси жить «хорошо»? И что происходит в экономике? Рассказал экономист Ярослав Романчук.

Сейчас беларусская экономика переживает беспрецедентное слияние с Россией. Если раньше стратегия внешнеторгового развития имела треть каждого региона — Евросоюз, Россия и Дальняя дуга, то теперь Россия занимает 70% товарного экспорта, отмечает экономист Ярослав Романчук. Это происходит не только за счет военно-промышленного комплекса, но и за счет других сфер, например, легкой промышленности, продовольствия и, конечно, логистики. Все это помогло удержаться беларусской экономике на плаву.

«Россия в 2022 году подставила Беларуси не только плечо, но и свой карман. Поэтому беларусская экономика относительно хорошо прошла этот период. По цифрам мы видим, что ВВП сократился на беспрецедентные 4,7% — это падение, которого не было последние 25 лет», – говорит Романчук.

Регионы России теперь для Лукашенко как отдельные страны, говорит экономист. Это новая беларусская экономическая политика — если раньше все шло через центр, а регионы были вторичны, то теперь наоборот. «Лукашенко идет туда, где его не знают или по крайней мере, куда его пускают», – добавляет эксперт.

Теперь практически все сферы находятся в зависимости от России — это нефтегазовый сектор, логистика, удобрения, химические товары, продовольствие, подчеркивает Романчук.

«Фактически мы все яйца сложили в одну корзину, поэтому стали очень уязвимыми и поэтому Лукашенко периодически должен летать к Путину, а также не допускать заинтересованных активами. Есть целый ряд лакомых кусков для российского бизнеса, которые безусловно будут куплены российскими схематозниками», – уверен экономист.

Как кризис отразился на беларусах?

Беларусь стремительно теряет рабочую силу. Как отмечает эксперт, масштабная потеря человеческого капитала — это очень серьезная угроза для страны. Поскольку отток людей приводит к депрофессионализации рабочей силы. И если такая тенденция продолжится — Беларусь может превратиться в неблагоприятную страну.

Однако такая ситуация благоприятно влияет на единственную категорию — это высокопрофессиональные квалифицированные работники. Среди них: слесари, столяры, электрики, токари и др. Это связано с тем, что на фоне оттока людей появляется дефицит квалифицированной рабочей силы — эти люди могут хорошо зарабатывать, есть они хорошо работают, подчеркивает Романчук.

Однако это не единственная категория, которая хорошо себя чувствует в кризис. Ярослав Романчук отмечает, что есть еще две категории, которые живут очень хорошо и они связаны с государством.

«В любой стране, какой бы она ни была авторитарной или тоталитарной, особенно в кейсе “Беларусь”, до 3% населения живут очень хорошо, потому что эти люди “распорядители и потребители чужого”. Если вы входите в это число — вы не замечаете ни кризисов, ни санкций, ни рецессий. Потому что вы пилите свой сук — зарабатываете немного меньше, но при деньгах», – говорит эксперт.

Вторая категория обслуживает этих бенефициаров, и это — силовики. Они работают не только в правоохранительных, но и в контрольных органах. «Руководство этих структур имеет связи со своими коммерческими структурами — это все те люди, которые хорошо себя чувствуют», – добавляет Романчук.

Конечно, беларусы в целом ощутили на себе экономический кризис, но не все из них почувствовали существенные изменения. Как отмечает экономист, в августе прошлого года 70% населения ответило, что не поменяло свои потребительские предпочтения, лишь отказалось от дорогостоящих товаров.  

«Я думаю, что 60% беларусов, которые традиционно покупают ограниченное количество беларусских товаров, не почувствовало изменений. Что касается людей, которые привыкли к европейским товарам и к импорту — им сложнее. Потому что импортные товары: электроника, мебель, одежда, продукты и лекарства — все это будет дорожать из-за логистики, из-за бонусов, которые получают операторы серой экономики. Так что средний класс в этой системе будет вымываться», – считает эксперт.

О реальном положении дел в беларусской экономике, влиянии курса валют на толщину кошельков беларусов, экономической оккупации Беларуси и замороженных активах режима в Европе, последствиях регулирования цен — смотрите в новом интервью на «Маланке» с экономистом Ярославом Романчуком.

Ранее

Предприятия стоят, склады заполняются. Что происходит с промышленностью? 

Далее

Экономисты: Зарплаты пока растут, но вскоре начнут падать

Читайте далее