Проверки на границах стали уже привычными для беларусов, которые возвращаются в страну и выезжают за ее пределы. Во время проверок силовики проводят допросы и тщательно смотрят содержимое телефонов. Как подготовится к пересечению границы, чтобы не сесть в тюрьму? Рассказывает юрист Народного Антикризисного Управления Артём Проскалович.
На прошлой неделе на границах Беларуси вновь произошли задержания беларусов, которые вернулись в страну. Правозащитники напоминают, перед возвращением в Беларусь — оцените риски преследования.
Юрист Народного Антикризисного Управления Артём Проскалович рассказал, о чем стоит позаботиться и как отвечать на провокационные вопросы силовиков, если вы все-таки решили ехать в Беларусь.
Как отмечает эксперт, в условиях беззакония, стоит принимать не правовые меры, а организационные. Поэтому прежде чем ехать в Беларусь, стоит поискать и прочитать информацию о том, как привести телефон в такое состояние, чтобы к его содержимому было как можно меньше вопросов от силовиков. Например, следовать рекомендациям гайда.
«В идеале я бы предложил пересекать границу без телефона или с новым чистым телефоном, или со старым, но полностью чистым — без подписок и сообщений. На возможный вопрос: “почему так?” “вам есть что скрывать?” Можно говорить, что на сегодня все так сложно и запутанно, так много экстремистов, что я предпочитаю не рисковать и поэтому удалил все, что только можно, чтобы не оказаться виноватым в том, чего я не хочу совершать», – говорит Проскалович.
Если же все же было найдено какое-то содержимое телефона, к которому у силовиков возникли вопросы или же вам пытаются предъявить заранее скачанные фотографии из ваших аккаунтов, тогда юрист советует не злить силовиков, ведь у них чувство агрессии и так максимально обострено.
«Можно мягко говорить, что вы имеете право не свидетельствовать против себя и своих близких. Вести себя максимально сдержанно, спокойно, жалостливо, если их можно разжалобить, но занимать агрессивную позицию не стоит. Думаю, что несмотря на все давление, они устанут от попыток получить информацию и максимум, что может грозить — это административка, но это все же лучше, чем уголовка», – советует Проскалович.
В любом случае старайтесь говорить про себя и свои действия как можно меньше, подчеркивает эксперт. Не стоит давать силовикам в руки ту информацию, которую они могут использовать против вас По возможности стоит просить адвоката, если же у вас была высокая степень активности и к вам могут возникнуть вопросы — стоит заключить договор с адвокатом заранее.
«Говорите максимально расплывчато: не помню, давно было, забыл или не хочу ошибиться. То есть всячески показывайте, что вы готовы сотрудничать, но, к сожалению, на данный момент ничем помочь не можете», – советует юрист.
Если у вас спрашивают про отношение к войне, нелегитимной власти или к чему-либо еще, не давайте такой ответ, который от вас хотят услышать, говорит Проскалович. Никто вас никогда не упрекнет в том, что вы защищали себя и свою безопасность.
Если спрашивают про участие в маршах — давайте максимально неконкретизированные ответы, например, «не помню», «возможно, шел по улице в этот момент», «не было цели участвовать в экстремистской деятельности и массовых беспорядках».
В том случае, если вам пытаются предъявить в качестве доказательств аудио- или видеозапись, где якобы вы — говорите, что это, возможно, не вы или кто-то похожий на вас.
Также стоит максимально отводить от себя конкретные действия, например, если на вас пытаются «повесить» лайк, комментарий или любую другую активность — пытайтесь объяснять, что доступ к вашему аккаунту имеют дети, бабушки и дедушки, кто-либо еще и возможно кто-то из них случайно это сделал. Говорить, что если это мой аккаунт — это не значит, что действие совершил я, заключает Проскалович.
Фото: Reuters