В Беларуси бушует сразу несколько эпидемий опасных болезней — кори и коклюша. Среди заболевших 74% не привиты, либо не имеют сведений о вакцинации в анамнезе. Среди заболевших детей практически 90% — не привитые. Альтернативы прививкам нет, но люди все еще опасаются вакцин. Предлагаем развеять основные мифы о прививках.
Корь и коклюш — это воздушно-капельные инфекции, распространяющиеся при дыхании, кашле и чихании. Инфекции могут вызвать тяжелую клинику, осложнения и даже смерть. Вакцинация от этих заболеваний в Беларуси по Национальному Календарю профилактических прививок — обязательная. Однако несмотря на это, около 2-3% детей в Беларуси не охвачены прививками.
Миф 1: поддерживая гигиенические и санитарные условия, мы ликвидируем болезни
Факт: На самом деле это не так, болезни от которых нас защищают прививки, вернутся, когда люди перестанут вакцинироваться. Соблюдение правил гигиены, мытье рук и использование чистой воды помогают защитить людей от инфекционных заболеваний, но многие инфекции могут распространяться независимо от того, насколько чиста территория. Если люди не будут вакцинированы, очень быстро вновь возникнут такие редкие в настоящее время болезни, как корь, что подтверждается некоторыми беларусскими регионами.
Миф 2: вакцины вредны и вызывают побочные эффекты
Факт: Вакцины безопасны. Большинство поствакцинальных реакций обычно легкие и кратковременные. Очень серьезные события со здоровьем, связанные с вакцинацией, происходят крайне редко и тщательно отслеживаются и расследуются. Вероятность серьезных осложнений при заболевании гораздо выше, чем при прививке, предупреждающей эту болезнь. Например, полиомиелит может вызвать паралич, корь — энцефалит и слепоту, некоторые заболевания и вовсе могут привести к смерти.
Миф 3: болезни, от которых проводится вакцинация, давно исчезли
Факт: Хотя заболевания, предупреждаемые с помощью вакцин, сейчас действительно встречаются редко. Инфекции, вызывающие их, все еще циркулируют в различных местах и могут заражать непривитых людей. Пример — вспышка кори в Беларуси.
Прививки необходимы, чтобы защитить себя и всех, кто нас окружает. Мы не должны надеяться на то, что другие остановят распространение болезни — мы сами должны сделать все возможное, чтобы этого не произошло.
Миф 4: грипп — обычная болезнь и вакцина против него не эффективна
Факт: Грипп — это серьезное заболевание, от которого ежегодно умирают более 300 000 человек во всем мире. Беременные женщины, маленькие дети, пожилые люди с плохим здоровьем и люди с хроническими заболеваниями подвергаются большему риску тяжелой инфекции и даже смерти.
Вакцинация обеспечивает иммунитет против трех наиболее распространенных штаммов вируса гриппа в данный сезон. Это лучший способ снизить вероятность заражения гриппом и распространения вируса среди других.
Миф 5: иммунитет вырабатывается после болезни, а не с помощью вакцин
Факт: Вакцины взаимодействуют с иммунной системой, вызывая иммунный ответ, аналогичный естественно развивающейся инфекции, но не вызывают заболевания или потенциальных осложнений у вакцинированного человека.
Однако цена приобретения иммунитета от болезни может быть очень высокой: задержка умственного развития, вызванная краснухой, рак печени из-за заражения вирусом гепатита B, смерть от кори. Потенциальные осложнения после болезни очень опасны.
Миф 6: вакцины вызывают аутизм
Факт: Реальных доказательств того, что существует связь между введением вакцины MMR и развитием аутизма — нет. Исследование 1998 года, результаты которого вызвали обеспокоенность по поводу возможной связи между вакциной и возникновения аутизма — было серьезно ошибочным.
В 1998 г. в медицинском журнале The Lancet была опубликована работа британского врача Эндрю Уэйкфилда. Согласно исследованию, вакцина против кори, эпидемического паротита и краснухи (MMR) вызывает аутизм.
Это исследование было широко растиражировано СМИ. В результате резко снизился уровень вакцинации против кори, краснухи и паротита сначала в Британии, затем во всем мире.
Позже журналисты провели расследование и выяснили, что данные исследования были сфальсифицированы. В результате врач лишен лицензии, а статья изъята из архива The Lancet.